Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

В основу оперы положен древнегреческий миф о певце Орфее, искусство которого заставляло растения склонять ветви, сдвигало камни и укрощало диких зверей. Жена Орфея Эвридика погибла от укуса змеи. Охваченный желанием вернуть жену к жизни, музыкант спустился в подземное царство мертвых Аид и, покорив своим пением его владыку, умолил позволить Эвридике возвратиться на землю. Однако перед музыкантом было поставлено условие не оглядываться на тень своей жены и не заговаривать с ней до выхода на дневной свет. Но не устояв перед жалобными просьбами Эвридики, Орфей нарушил запрет и навсегда потерял жену. Обезумевший от горя певец лишился своего чудодейственного дара и погиб. Конечно, опера, исполнявшаяся на свадебном торжестве, не могла завершиться столь трагично, и потому в финале Орфей и Эвридика, как боги, вознеслись на небо. На то же либретто Ринуччини была написана еще одна опера композитором Джулио Каччини, которого считают одним из создателей бельканто вокального стиля, отличающегося певучестью, легкостью, красотой звучания. Но творения Пери и Каччини не выдерживают сравнения с «Орфеем» Клаудио Монтеверди на текст Алессандро Стриджо. Монтеверди современник Торквато Тассо и Шекспира, Рубенса и Караваджо. С Тассо и Рубенсом его роднит служба при дворе герцога Гонзага в Мантуе, где в 1607 году и был поставлен «Орфей». Мадригалы Монтеверди связаны с поэтической лирикой Тассо, а оперное творчество вызывает ассоциации с трагедиями Шекспира. Монтеверди обратился к музыкальной драме в зрелом возрасте, уже будучи автором месс, мотетов, вокальных ансамблей, мадригалов. Углубив содержание оперы, композитор расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввел в нее увертюру и дуэт. Монтеверди создал особый тип арии lamento («жалобная песнь»). Жанр оперы завоевал популярность и в столице католического мира Риме. Отцы церкви увидели в опере прекрасное средство воздействия на прихожан. Братья Барберини кардиналы, племянники папы, властвовавшие в Риме в 2040е годы XVII века, почитали себя меценатами и построили при своем дворце огромный оперный театр. Почти одновременно с рождением оперы во Флоренции в Риме родился другой жанр оратория. Она представляла собой композицию для хора, солистов и оркестра на библейский сюжет и исполнялась в ораториях особых помещениях при церкви, где собирались верующие (отсюда и название нового жанра). Первое произведение типа оратории «Представление о душе и теле» принадлежало Эмилио дель Кавальери. Со временем наряду с духовными ораториями появляются светские. Оратории пользовались популярностью, но это отнюдь не мешало развитию римской оперы. Правда, здесь, в папском городе, она приобрела клерикальную направленность и назидательнопроповеднический тон, тем более что либретто стали писать сами прелаты. Одной из лучших римских опер считается «Галатея», текст и музыка которой принадлежат певцу из папской капеллы Лоретто Виттори. Французский писатель Ромен Роллан писал, что совершенная красота поэзии соединяется в ней с совершенной красотой музыки. Увы, после смерти папы Урбана VIII на престол взошел Иннокентий X противник братьев Барберини. Они вынуждены были покинуть Рим, и взлелеянный ими театр вскоре закрыли. Однако еще раньше, в конце 30х годов, открылся оперный театр СанКассиано в Венеции. А так как Венеция в те времена была республикой, то оперный театр в ней стал общедоступным: каждый мог купить билет на любой спектакль. Желающих слушать оперу оказалось очень много, и на протяжении XVII века здесь возник еще ряд театров; часто они строились вблизи крупнейших соборов и назывались их именами. Конечно, популярность оперных спектаклей не могла не сказаться на содержании и характере самих произведений. На первый план в них выдвигаются приключения, любовные похождения и фантастика. Мифологические сюжеты хотя и сохраняются, но приобретают новую трактовку, а наряду с ними внимание авторов все больше привлекают исторические события, изобилующие драматическими ситуациями или комедийными сценами. Богатая яркими театральными эффектами венецианская опера вместе с тем была не лишена жизненной правды, а ее музыкальный язык впитал в себя интонации народной песни и танца.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"