Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Вершиной оперного искусства Венеции той поры явилась «Коронация Поппеи» Монтеверди. Написанная в 1642 году семидесятипятилетним композитором, она не только венчает его собственный творческий путь, но и становится кульминацией в развитии оперы XVII столетия. Исторический сюжет из жизни римского императора Нерона послужил основой для глубокой психологической музыкальной драмы. С удивительной силой и смелостью показано в ней пышное великолепие императорского Рима и его нравственная нищета, произвол и низость сильных мира сего и страдания мудрых, честных людей. Все это было созвучно итальянской действительности нового времени. Возвышенное и бытовое, трагедийное и комическое переплетаются здесь с такой силой, что заставляют вспомнить творения Шекспира. А главное Монтеверди удалось значительно обогатить музыкальный язык оперы. Речитативные построения он насытил мелодией и придал им драматическую выразительность. Мелодически яркими и рельефными по структуре стали арии. Сообразуясь с развитием действия, композитор вводит полифонические хоры, виртуозные дуэты, комические песенки. Он необычайно расширяет средства гармонии, ритма, оркестровой выразительности, в частности впервые применяет в оркестре новые приемы исполнения на скрипке тремоло и пиццикато. «Коронация Поппеи» далеко опередила свою эпоху. Она не пережила Монтеверди, но обрела вторую жизнь на оперной сцене и концертной эстраде в наше время. Во второй половине XVII начале XVIII столетия на авансцену развития оперы выходит Неаполь. Именно здесь сложилась та разновидность жанра, которая получила название операсериа (буквально «серьезная опера»).Что отличает оперусериа? Помпезность, пышное оформление, впечатляющие театральные эффекты, изображение батальных сцен, стихийных бедствий, удивительных превращений героев. А сами герои боги, императоры, полководцы совершают необыкновенные подвиги, поражают немыслимой храбростью и величием. Аллегорическое сопоставление главного героя со знатной персоной, заказавшей произведение, как говорится, «лежало на поверхности» и превращало оперу в дифирамб вельможному заказчику. В опересериа отсутствуют хоры, а ансамбли весьма немногочисленны. Все драматические события, диалоги, все действие происходит в ней на recitativo secco сухом речитативе. Он состоит из стандартных декламационных оборотов, которые звучат на фоне скупых аккордов клавесина. Зато recitativo accompagnato аккомпанированный речитатив мелодически насыщен и исполняется в сопровождении оркестра. Аккомпанированные речитативы подготавливают самые важные эпизоды неаполитанской оперы большие мелодичные арии, воплощающие чувства героев, ибо опера в трактовке неаполитанцев есть прежде всего чередование эмоциональных состояний. Либреттист мог заимствовать сюжет из мифов Древней Греции, Древнего Рима или из исторического источника все равно стержнем его всегда была очень сложная, запутанная любовная интрига. Никого не волновала историческая достоверность, глубина и правдивость характеров. Красивое пение, передающее малейшие нюансы в переживаниях персонажей, вот что было главным в неаполитанской опересериа. Искусство бельканто было доведено в ней до совершенства. Певучие, лирические мелодии кантилены чередовались с виртуозными, бравурными колоратурами. Особенно насыщена колоратурами была третья часть арии, повторявшая первую, но не буквально, а с многочисленными изысканными украшениями, которые сочинял либо сам певец, либо по его заказу капельмейстер.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"