Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Сначала он прославился как талантливый шахматист и вдруг совершенно неожиданно для всех обратился к созданию комической оперы. Уже сами названия произведений композитора говорят о характерной для них бытовой тематике: «Сапожник Блез», «Кузнец», «Дровосек». В них живо изображаются ремесленники и крестьяне, их нравы, взаимоотношения, семейный уклад. Если же в операх Филидора появляются боги, то обычно их характеристика выдержана в пародийных, иронических тонах. Арии и ариетты композитора интонационно связаны с французской народной песней, городским романсом. Наряду с сольными эпизодами заметное место занимают ансамбли дуэты, трио, квартеты и т.д., но соединяются между собой эти номера не речитативами, как в итальянской оперебуффа, а разговорными диалогами, что надолго осталось характерной приметой французской комической оперы. Куда более быстротечной оказалась история оперы в Англии. То было не случайным результатом стечения неблагоприятных обстоятельств, а закономерным выражением ситуации, сложившейся в английском обществе середины XVII. столетия. Победившие в буржуазной революции пуритане ополчились на театр и музыку, ибо считали их олицетворением ненавистного образа жизни королевского двора и феодальной аристократии. Суровые гонения, специальные указы пуритан, преследовавшие музыку в быту, ограничивавшие ее права в церкви, стали одной из серьезнейших причин упадка национальной музыкальной культуры в Англии, ибо некогда и там были замечательные композиторы, например Джон Данстейбл мастер полифонии. В Англии существовал и такой оригинальный музыкальнодраматический жанр, как маски. В известной мере он предвосхитил рождение национальной английской оперы. Творцом ее стал талантливейший, неповторимый, истинно английский композитор Генри Пёрселл, которого по праву называют «британским Орфеем», используя при этом название популярного сборника песен самого композитора. Весь круг образов, жанров и выразительных средств музыки Пёрселла в немалой мере определялся общественной и художественной атмосферой, царившей на его родине в эпоху Реставрации, когда династия Стюартов, оправившись после невиданных потрясений, вновь воцарилась на престоле, согласившись, однако, признать основные завоевания буржуазной революции. В ту пору и музыканты восстановили свои права и заняли прежнее место в придворных увеселениях. Но хотя Пёрселл родился в семье придворного музыканта и сам тоже всю жизнь, вплоть до безвременной кончины в 1695 году, служил при дворе, в творчестве он обращался в основном к новой аудитории, к широкому городскому кругу слушателей. За очень короткую, тридцатишестилетнюю жизнь им создано великое множество произведений. Его хоровые и органные, камерноансамблевые и клавесинные сочинения отличают тонкое мастерство и замечательный мелодизм. Вершину же в наследии композитора образует музыка для театра. Пёрселлу было суждено стать и родоначальником, и завершителем национальной английской оперы, поскольку ее развитие надолго прервалось и возобновилось лишь в нашем столетии. По существу, истинной оперой со сквозным музыкальным развитием является лишь его «Дидона и Эней». Сюжет композитор заимствовал из поэмы «Энеида» древнеримского поэта Вергилия. Уцелевший после гибели древней Трои Эней приплывает в Карфаген, где встречает полюбившую его царицу Дидону. Но боги (а в опере ведьмы) повелевают Энею вернуться на родину. Покинутая Дидона умирает.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"