Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Как ни парадоксально, но жемчужина оперного искусства XVII века «Дидона и Эней» никогда не ставилась на театре. Она была написана по заказу женского школьного пансиона и исполнялась только силами любителей в камерной обстановке. Тем не менее общепризнано, что произведение это намного опередило свой век. Выразительность и оригинальность мелодического и гармонического языка (чего стоит одна только предсмертная ария Дидоны!), развитое инструментальное письмо и многообразие музыкальнодраматических приемов выдвигают эту оперу в ряд наивысших достижений не только английского, но всего европейского искусства того времени. Ни один из британских композиторов следующего за Пёрселлом поколения не смог продолжить его дело. Восприняв лишь отдельные элементы его стиля, например народнопесенный характер некоторых номеров и чередование разговорных сцен с музыкальными, они создали английскую разновидность комической оперы балладную оперу. Связанная с бытовой английской музыкой, направленная против увлечения придворных кругов итальянской оперой балладная опера играла в начале XVIII столетия заметную роль и в культурной, и в общественной жизни страны. Так, колоссальный резонанс имела поставленная в Лондоне в 1728 году «Опера нищих». Драматург Джон Гей с блеском показал, сколь много общего между героями притонов, взломщиками, их подружками и знатными вельможами, аристократами и их благородными дамами. Музыку сочинил Джон Пепуш, использовав популярные тогда мелодии. В результате получилась острейшая социальная сатира на аристократию и музыкальная пародия на итальянскую оперу. Успех был ошеломляющим. И хотя король со временем запретил представление, Академию итальянской оперы пришлосьтаки закрыть, а в стране разгорелась страстная полемика вокруг самого жанра оперы и путей его развития. В дискуссии приняли участие прогрессивные деятели английской культуры, в том числе знаменитый сатирик, автор прославленного «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт, который, кстати, и подсказал сюжет «Оперы нищих». Все же английской балладной опере не удалось подняться до тех высот, каких достигла комическая опера в Италии, Франции и особенно в Австрии и Германии. Однако судьба оперного жанра в странах немецкого языка складывалась непросто, и об этом стоит рассказать подробнее. В 2030е годы XVII века, спустя почти тридцать лет после того, как увидели свет первые творения Флорентийской камераты, в Саксонии, одном из герцогств еще долго не объединявшейся в централизованное государство Германии, были исполнены опера Генриха Шютца «Дафна» и его же операбалет «Орфей». Но, увы, у Шютца не нашлось последователей, да и сам он углубился в духовное творчество, положив начало расцвету самобытных немецких хоровых жанров. На театральных же подмостках Германии воцарилась итальянская опера. В Дрездене, Мюнхене, Берлине и других немецких городах, равно как и в столице Австрии Вене, открылись, по существу, филиалы итальянских оперных театров. И все же то в одном, то в другом уголке Германии пытались создать немецкую национальную оперу. Но лишь в Гамбурге это увенчалось успехом. Богатый торговый городпорт, которого почти не коснулись тяжелые перипетии Тридцатилетней войны, словно магнит, притягивал к себе купцов и ученых, предпринимателей и людей искусства, ремесленников и литераторов. Естественно, что постепенно Гамбург превратился в крупнейший культурный центр, соперничавший с самой Венецией (недаром его называли «северной» или «немецкой Венецией»). В 1678 году там открылся оперный театр, и первым спектаклем был «Адам и Ева, или Сотворенный, павший и вновь спасенный человек» композитора Иоганна Тейле, ученика Шютца. Это была опера на духовный сюжет, изобиловавший назидательными аллегориями. Но со временем в гамбургском оперном театре, общедоступном, платном, возобладало светское начало. Появились даже спектакли, отличавшиеся подчеркнуто реалистической направленностью, причем бытовые, злободневные сюжеты нередко приобретали в них натуралистическую трактовку, приближавшую оперный спектакль к балаганному фарсу. Период расцвета гамбургского театра наступил на рубеже веков, когда в него пришел Рейнхард Кайзер ЧeлoJ век разносторонне образованный, прекрасно знавший музыку других стран, Кайзер тем не менее обратился в первую очередь к немецкой народной песне и именно на ее основе создавал свои многочисленные оперы, среди кото^ рых наиболее известными стали «Октавия», «ЙеР0Н» «Крез», «Иоделе». Однако Кайзеру не удалось противостоять натиску иноземного искусства, особенно итальянского, постепенно заполонившего подмостки гамбургского театра и завоевавшего сердца большинства слушателей. Финансовые трудности усугубили и без того тяжелое положение оперы в «северной Венеции», и в конце 30х годов XVIII столетия она прекратила свое существование.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"