Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Инструментальная музыка возникла во времена глубокой древности, а потому неудивительно, что история ее очень богата. Эпоха барокко вписала в нее одну из самых значительных и интересных глав. Основным источником, по которому потомки могут судить о музыкальном искусстве Х?ІІХ?ІІІ столетий, является весьма обширное нотное наследие, представленное рукописями и печатными памятниками. Инструментальная музыка эпохи барокко поражает разнообразием, даже пестротой жанров, форм, инструментов и инструментальных составов. Несомненно, композиторы нового времени не отказались от достижений своих предшественников и, опираясь на них, достигли высочайших вершин. Так, из прошлых веков в XVII столетие перешел орган, и произведения, созданные в то время для органа, покоряют серьезностью и смелостью художественных замыслов, колоссальной экспрессией, богатством жанров и форм. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа писали также канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии и другие пьесы. (О фуге и некоторых других жанрах будет рассказано подробнее дальше в этой же главе.) Во многих европейских странах появились талантливейшие композиторы и исполнители органной музыки, однако больше других прославился итальянский музыкант Джироламо Фрескобальди, нидерландский Ян Питерсзон Свелинк и немецкие мастера Самуэль Шейдт, Иоганн Якоб Фробергер, Иоганн Пахельбель и особенно Дитрих Букстехуде, выступления которого привлекали слушателей со всех концов Германии. Итальянские, французские, немецкие, нидерландские церкви нередко превращались в концертные залы, где восхищенные слушатели внимали виртуозной игре церковных, а порой и светских музыкантов. В ту пору органисты обычно бывали и исполнителями на клавикорде и клавесине, тоже весьма популярных инструментах эпохи барокко. Но постепенно клавирная музыка все больше отдалялась и от органной, и от лютневой. В клавирном репертуаре очень большое место занимали танцы и танцевальные циклы, получившие название сюита (пофранцузски буквально «ряд», «последовательность»). В сюите соединились неторопливая немецкая аллеманда, подвижная французская куранта, медленная испанская сарабанда и стремительная английская жига. Нередко, но не всегда к этим обязательным танцам присоединялись дополнительные французские бурре, гавот, менуэт, польский полонез. Включались и нетанцевальные пьесы ария, рондо. Преамбулой часто служила прелюдия или французская увертюра. Параллельно с сюитой появились и иные циклы соната, концерт. Основной тогда считали церковную сонату, первоначально предназначавшуюся для концертного исполнения в церкви. Наряду с церковной существовала и камерная, т.е. светская соната. Вообще, камерной музыкой тогда называли ту, что создавалась для исполнения вне церкви. Со временем этим термином стали обозначать ансамблевые произведения, в которых каждая партия поручалась одному инструменталисту. Тогда же начали появляться оркестровые сочинения, где каждую партию смычковых должны были играть несколько музыкантов. В различных городах Германии, Швейцарии, Чехии, Голландии, Швеции возникли Collegium musicum. Так по латыни назывались состоявшие из студентов, бюргеров, а частично и музыкантовпрофессионалов коллективы, собиравшиеся для исполнения оркестровой или камерноинструментальной музыки. Постепенно различия между той и другой все больше углублялись.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"