Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Весьма распространенным в XVII столетии жанром была триосоната для двух скрипок и виолы да гамба (предшественницы современной виолончели), к которым часто присоединялись клавир или орган, ведущие партию бассо континуо (по-итальянски «непрерывного баса»). Скрипки иногда заменялись флейтами или гобоями. Основу цикла триосонаты составляли медленное торжественное вступление, аллегро типа фуги, медленная напевнолирическая часть и быстрый, как правило, танцевальный финал. По структуре к триосонате близок старинный концерт, но ему присуще соревновательное начало, выражающее само существо данного жанра. Произведение, в котором основная масса инструментов соревнуется с несколькими инструментами, называется большим концертом кончерто гроссо в отличие от сольного концерта, где всему оркестру противостоит один инструмент. Колоссальный вклад в развитие кончерто гроссо внес талантливейший итальянский композитор, скрипач, дирижер и педагог Арканджело Корелли. Однако кончерто гроссо не единственный жанр в его творчестве. Он много работал также и над триосонатой, и над старинной скрипичной сонатой. Вообще, Корелли по праву считают основоположником итальянской скрипичной школы, а его творчество в целом одной из вершин в музыкальном искусстве на рубеже Х?ІІХ?ІІІ столетий. Назовем здесь также другого великого итальянца Антонио Вивальди, перу которого принадлежит много прекрасных сочинений, и в частности знаменитый цикл из четырех концертов «Времена года». Яркий расцвет концертных жанров, оркестровой музыки, наступивший в Италии, в немалой мере был связан с тем, что в этой стране на первый план все больше выдвигалась певучая и виртуозная скрипка, постепенно вытеснявшая излюбленный инструмент прошлого виолу. Успехам скрипки весьма способствовала деятельность прославленных итальянских скрипичных мастеров. Так, во второй половине XVII первой половине XVIII века в Кремоне работал знаменитый Антонио Страдивари. Сохранилось огромное количество созданных им инструментов, причем не только скрипок, но и альтов, виолончелей. Страдивари развивал традиции своего именитого учителя, тоже уроженца Кремоны, Николо Амати. Высоко ценятся и инструменты современника А. Страдивари Джузеппе Гварнери. Если на Апеннинском полуострове, в Италии, царили скрипка и родственные ей струнные инструменты, то по соседству, во Франции, господствующее положение занял предшественник фортепиано клавир, и особенно одна из его разновидностей клавесин. Уже в XVI веке он пользовался популярностью и у скромных горожан, и при дворе, позднее ему удается стать непременным участником и оперного спектакля, и камерного ансамбля. Основоположником французской клавесинной школы считается Жак Шамбоньер, но своей вершины она достигла благодаря Франсуа Куперену «Франсуа Великому». Именно в его творчестве отточенное, совершенное воплощение получил в музыке стиль рококо, название которого происходит от французского слова rocaille, что значит «украшение из камней и раковин». Изящные пьесы Куперена «Будильник», «Маленькие ветряные мельницы», «Жнецы», «Сборщицы винограда» с их грациозной мелодией, изобилующей изысканными украшениями мелизмами, вызывают ассоциации с картинами А.Ватто. Можно было бы рассказать много интересного о том, как эволюционировала инструментальная музыка в разных странах. Но нам пора уже познакомиться с творчеством величайших композиторов эпохи барокко Иоганна Себастиана Баха и Георга Фридриха Генделя.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"