Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Великая и мощная, будто вылитая из бронзы, выступает перед нами из глубины веков титаническая фигура Иоганна Себастиана Баха. Потомки с благоговейным удивлением взирают на этого величайшего музыканта композитора и органиста, кантора и педагога. Музыка Баха подвергалась метаморфозам в восприятии многих десятков поколений, различным толкованиям и в музыковедческих трудах, и в исполнительских интерпретациях, а сила ее воздействия все более возрастала, достигнув кульминации во второй половине нашего столетия. Если гений есть счастливое сочетание различных черт, встречавшихся у его предков, то одним из лучших доказательств этого мог бы послужить именно Иоганн Себастиан Бах. Он принадлежал к семье, которая в течение двух столетий одаривала родную Тюрингию, да и другие немецкие земли, органистами, скрипачами, композиторами, церковными, городскими и придворными музыкантами. В чем же сокрыта тайна Иоганна Себастиана Баха? Что помогло ему преодолеть границы национальные и временные? Видимо, то, что в музыке своей он говорил о высочайшем благе человеческого существа, о своей вере в бессмертие духа, о силе и красоте тех переживаний, которые лишь очень немногим творцам удалось запечатлеть и раскрыть в произведениях искусства с такой потрясающей правдивостью, искренностью и экспрессией. Сложный мир запечатлен в баховской музыке. Она взывает к сочувствию, к сопереживанию, к состраданию и к соучастию в радости. Искусство великого творца приобщает к общезначимому, вневременному и к тому, что заложено в тайниках души человеческой и вызывает у слушателей немедленный отклик, пробуждая в них неизведанные ими самими дотоле нравственные силы. Охватывая то, что сделано Бахом в разных областях музыки, поражаешься не только обилию сочинений, но удивительной разносторонности его композиторского творчества, вообще всей его деятельности при внешней его скромной жизни. Все существо Баха было преисполнено музыки. Никогда не довольствуясь достигнутым, постоянно отыскивая новые пути, он являл собой олицетворение творческой музыкальной силы. Вот почему ему поклонялись и Бетховен, и Вагнер, и Шопен, и Лист, и РимскийКорсаков, и Танеев. «Его нужно звать не Бах (ручей), а море!» воскликнул однажды Бетховен. А Гёте, соотечественник Баха, которого по праву считают титаном мировой культуры, прослушав произведение Баха, признался в письме к своему другу: «У меня было такое чувство, будто вечная Гармония беседовала сама с собой, как это было, вероятно, в груди Господа перед сотворением мира. Так же волновалась моя смятенная душа, я чувствовал, что у меня нет ни ушей, ни глаз, ни других органов чувств, да в них и не было необходимости». Однако прервем цитирование и попытаемся нарисовать хотя бы абрис личности великого кантора и рассказать о его творческом наследии, столь грандиозном, что для его всеохватной и детальной характеристики понадобились бы целые тома. Не хотелось бы, чтобы вместо живого, полнокровного человека перед читателем предстал скучный положительный герой или лишенный индивидуального своеобразия памятник. Порой исследователи пытаются изобразить Баха неким возвышенным существом, далеким от мира сего. Между тем жизнь его была полна мирскими заботами. В своих письмах, в свидетельствах современников он предстает деловитым, даже педантичным, даже расчетливым словом, истинным немецким бюргером, непрестанно заботящимся о честном исполнении обязанностей и о хлебе насущном для своего многочисленного семейства. Музыкант был воспитан в той среде, где ремесло являлось органической частью труда и быта, и это ремесленное, цеховое начало заложило основу его бюргерского патриархального характера.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"