Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Практический склад ума Баха обнаруживается во всем. В прекрасном знании устройства инструментов и в умении не только настраивать, чинить их, но и конструировать новые. В создании произведений, предназначенных для звучания в определенном месте, в определенное время, на заранее известных автору инструментах, адресованных определенным слушателям и исполнителям. В своем творчестве композитор исходил прежде всего из тех реальных задач, которые ставила перед ним его служба церковного или придворного музыканта, из тех возможностей, какие она ему предоставляла. А часто Бах бывал вынужден писать музыку, подчиняясь вкусам и требованиям тех, у кого он служил, порой и более того выполняя совершенно конкретный заказ. В минувшие столетия вплоть до конца XVIII века и даже позже такое положение вещей было широко распространено и считалось нормой, особенно в Германии, где общедоступные концертные выступления и театральные представления с трудом пробивали себе дорогу в жизнь, а потому музыкант всецело зависел от церкви или двора. Остается лишь поражаться, как, подчиняясь столь суровым условиям, Бах смог с такой потрясающей силой выразить себя в искусстве. Видимо, работа в тех жанрах, к коим он, исходя из внешних стимулов, вынужден был обращаться, отвечала и его внутренним побуждениям, и его разносторонним художественным устремлениям, и неисчерпаемым творческим возможностям. А так как для сочинения музыки композитор использовал каждую свободную минуту, то многое он писал просто по велению души или для занятий с собственными детьми и любимыми учениками. Но это никогда не шло в ущерб его основной работе, ибо Бах уважал служебные обязанности, общественные порядки и чтил как феодальную, так и церковную власть. Тем не менее он всегда отстаивал свои права музыканта и бюргера, причем именно опираясь на существующие законы и положения. И при этом защищал не только личное достоинство и честь, но главное интересы того дела, которому всю жизнь служил верой и правдой, повинуясь ниспосланному ему призванию. Общительный, доброжелательный, заботливый с родными, с коллегами, с учениками и близкими, Бах становился резким, нетерпимым, когда встречался с недобросовестным или неуважительным отношением к труду, к профессии музыканта. Человек своего времени, Бах с детства был глубоко религиозен. Библия всегда оставалась настольной книгой композитора, а традиции богослужения, церковный обряд, его формы и суть он усвоил с юношеских, если не с детских лет, ибо воспитывался в лоне церкви. Недаром в начале своих сочинений он обычно проставлял обращение «Jesu Juwa» «Иисусе, помоги», а в конце «Soli Dei Gloria» «Всевышнему одному слава». Многим музыка Баха кажется непомерно серьезной, даже сумрачной, и абсолютно напрасно. Ведь композитор-философ был вместе с тем любителем веселой шутки. Страницы, полные скорби и трагедии, сменяются в его сочинениях эпизодами неподдельного юмора, радости, бурного восторга. Диапазон чувств, настроений, выраженных в музыке Баха, необычайно широк, а их гамма насыщена и яркими красками, и полутонами.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"