Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Еще одно предубеждение, порой мешающее восприятию творчества Баха, основывается на том, что его считают академически сухим, чрезмерно рассудочным. Несомненно, углубленная созерцательность, рационализм, строгая самодисциплина присущи искусству этого мастера, и в данном отношении оно несет на себе печать воздействия немецкой философии столетий. Но сила разума сочетается у композитора с эмоциональной мощью, обобщенность с конкретностью, а нередко и звукоизобразительностью, мудрая логика со свободной, смелой фантазией. Подытоживая многовековое развитие европейской полифонии, Бах достиг в этой сфере непревзойденного технического совершенства. «Когда появляется истинный художник, великий мастер, писал Эрнест Хемингуэй, он берет все то, что было достигнуто и открыто в искусстве до него, и с такой быстротой принимает нужное ему и отвергает ненужное, словно он родился во всеоружии знания, ибо трудно представить себе, чтобы человек мог мгновенно овладеть премудростью, на которую обыкновенный смертный потратил бы целую жизнь; а затем великий художник идет дальше того, что было открыто и сделано ранее, и создает свое, новое». Почему вдруг вспомнились эти слова американского писателя? Да потому, что они как нельзя более точно характеризуют творчество Баха, его роль в истории европейской культуры. В произведениях Баха развертывание музыкального процесса протекает в разных, относительно самостоятельных голосах фактуры, что характерно для полифонии. Но одновременное сочетание этих горизонтальных линий рождает определенные вертикальные созвучия аккорды и их последовательности, т.е. возникает гармония, часто весьма смелая, необычная, поражавшая воображение слушателей той эпохи. Сочинения Баха, богатые интересными находками и истинными прозрениями, открывали новые пути развития искусства и были устремлены в будущее. Творчество Баха глубоко национально как по своему образному строю, так и по своему музыкальному языку, связанному и с народной песней Германии, и с таким исконно немецким жанром, как протестантский хорал. Вместе с тем детальное изучение многочисленных опусов зарубежных мастеров не прошло для Баха даром и получило отражение в его собственных произведениях. Попытаемся хотя бы кратко охарактеризовать отдельные области в богатейшем наследии гениального композитора и проанализировать некоторые из наиболее знаменитых его созданий. Всей жизни Баха сопутствовал орган. С детства он с восторгом внимал игре на этом инструменте и проникся такой любовью к нему, что однажды в молодости прошел чуть не пол Германии, чтобы послушать знаменитого Дитриха Букстехуде, и, зачарованный его искусством, просрочил свой отпуск, быть может, единственный раз в жизни не явившись на работу в назначенный срок. Наверное, любовь композитора к органу, постоянное тяготение к нему в немалой мере были обусловлены тем, что органное искусство получило необычайно широкое распространение в Германии. И это отнюдь не случайный факт. Протестантизм, сделав церковный обряд более простым, скромным и строгим, вместе с тем повысил значение в нем музыки. Благодаря этому, а также вследствие не слишком интенсивного развития концертной и театральной жизни в стране церковь стала центром музыкального искусства, а церковный органист важнейшим его представителем. При всем разнообразии органного наследия Баха в нем выделяется несколько жанров. Мы остановимся на двух из них хоральных прелюдиях и двухчастных полифонических циклах. Свои органные хоральные прелюдии композитор создавал на основе протестантских хоралов. Напомним, что протестантизм общее название возникших в различных странах направлений в христианстве, отколовшихся от католической церкви. Но прежде всего он связан с Германией, являвшейся в XVI веке центром Реформации широкого движения против католицизма. Однако протестантизм означал не только религиозную оппозицию, но и антифеодальную борьбу, в которую были вовлечены крестьяне, городская беднота, буржуазия. Именно Реформация в Германии выдвинула жанр протестантского хорала. Хорал хоровое песнопение, традиционно включавшееся в церковное богослужение. В католической церкви издавна сложился исполнявшийся на латинском языке одноголосный григорианский хорал, в противовес которому и возник хорал протестантский. На немецких землях среди первых самых известных его образцов оказался зазвучавший в годы Крестьянской войны (15241526) народный гимн «Господь твердыня наша», который Генрих Гейне назвал «Марсельезой Реформации». Предполагают, что автором его был Мартин Лютер, один из главных руководителей Реформации в Германии, сыгравший столь громадную роль, что само движение это стали называть лютеранством. Лютер придавал большое значение музыке, он создал много текстов духовных песен, ему приписывают и некоторые их мелодии.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"