Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Лютер и его сподвижники (прежде всего Томас Мюнцер) добились того, что богослужение в Германии стало проводиться на немецком языке, дабы простой народ лучше понимал его смысл. Соответственно на немецком исполняли хоралы, причем часто в основе их мелодий лежали широко распространенные в быту народные песни. Немецкие органисты, композиторы постоянно обращались к протестантскому хоралу и создавали разнообразные традиции его обработки. Естественно, Бах не прошел мимо сей богатейшей сокровищницы национального искусства, но, усвоив достижения предшественников, истолковал их по-своему. В своих органных хоральных прелюдиях он стремился прежде всего сохранить основную мелодию хорала и подчеркнуть ее напевность. В итоге именно этот жанр стал важной связующей нитью между органной и вокальной музыкой композитора. Эмоциональная палитра органных хоральных прелюдий Баха широка и в большой мере определяется содержанием положенных в их основу поэтических текстов: здесь и пафос, и скорбная лирика, и радостный порыв, и религиозное смирение. Но каков бы ни был образный строй сочинений, им всегда присущи простота, естественность и вместе с тем глубокая значительность и возвышенность; небольшие масштабы, камерность звучания и красочность, тембровое многообразие, богатство и тонкость колорита; безусловное господство мелодического голоса, его целостность, красота, певучесть и выразительные подголоски, оттеняемые противопоставлениями и неожиданными сочетаниями разных регистров. Все это в высшей мере характерно для одного из самых популярных, хрестоматийных образцов жанра Прелюдии фа минор. Здесь мягкая, печальная мелодия хорала «Я взываю к тебе, Господи» звучит в верхнем голосе. Она доминирует, определяя собой весь образный строй, весь облик произведения, полного серьезной, возвышенной красоты. Благодаря тому, что напев этот располагается в среднем регистре и по своему диапазону вполне доступен человеческому голосу, он действительно напоминает пение. Особенно строгое, сосредоточенное настроение возникает благодаря подчеркнуто ровному, размеренному движению басов. Но есть и еще один пласт это тихо струящийся шестнадцатыми средний голос, очень выразительный, напевный, придающий музыке прелюдии мягкую теплоту. Кульминация произведения, отнесенная к самому его концу, обнаруживает присущее ему скрытое напряжение. Оно возникает изза характерного для многих сочинений Баха единовременного контраста разных голосов. Однако именно в кульминации светлым звуковым пятном выделяется тональность Лябемоль мажор. Но в заключительных тактах вновь воцаряется темный колорит фа минора, а вместе с ним и печальное, грустное настроение, доминирующее в этом замечательном творении композитора. Другой, не менее значительный жанр в органной музыке Баха образует двухчастный полифонический цикл, состоящий из свободной, импровизационной прелюдии либо фантазии, либо токкаты и рационально организованной по строгим законам полифонического письма фуги. Части эти хотя и отделены друг от друга, но связаны между собой прочными нитями. Вместе с тем они контрастны по характеру, темпу, фактуре, форме, принципам развития. Роль первых импровизационных разделов отнюдь не только вступительная: они становятся начальным этапом развития общей идеи всего произведения. Не случайно в дальнейшем почти всегда обнаруживается их глубинное внутреннее родство с фугой.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"