Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Еще в молодости Бах сочинил знаменитую Токкату и фугу ре минор одно из самых вдохновенных своих творений. Кто слышал ее, тот не может без волнения вспомнить могучий начальный возглас Токкаты, сбегающую вниз волну звуков и величественный аккорд, широко располагающийся в пространстве. Наверное, эта музыка родилась из импровизации Баха, которую он затем записал и отшлифовал. А что же означает само слово токката! Как и большинство терминов, оно многозначно. Однако чаще всего так называли фантазии для клавишных инструментов (в переводе с итальянского «токката» означает «прикосновение», «удар»). Создателем немецкой органной токкаты считается Дитрих Букстехуде. Мы уже рассказывали о том, какое колоссальное впечатление произвела на Баха вдохновенная игра Букстехуде на органе, о которой говорили, что она напоминает драматическое действие, только без текста и театральной сцены. Услышав Букстехуде, Бах стал сочинять еще свободнее, вдохновеннее и вскоре превзошел своих предшественников не только в глубине и силе выражения, но и в стройности композиции. Уже в этом раннем сочинении Токкате и фуге ре минор он развил форму фуги и четко отделил ее от токкаты. Вместе с тем он объединил их тщательно продуманной драматургией всего цикла и интонационными связями, нередко настолько тонкими, будто специально завуалированными, что выявить их можно лишь в процессе тщательного анализа. Мощный разлив импровизации это токката, грандиозное вступление к фуге. Здесь автор совершенно свободно переходит от одного эпизода к другому: сменяют друг друга инструментальные пассажи разного склада, слышатся аккорды, напоминающие торжественное пение хора, возникают полифонические построения, предвосхищающие фугу. А сама фуга появляется из звукового «моря» токкаты будто архитектурное сооружение, вырастающее на наших глазах. Она возводится, как на фундаменте, на теме, которая сначала проходит без сопровождения одноголосно. Но если внимательно вслушаться в эту напоминающую колокольный перезвон мелодию, то непременно заметишь, что она словно расслаивается на два скрытых голоса, один из которых плавно, волнообразно движется, а другой незыблемо стоит на месте, будто притягивая к себе первый. Не успела отзвучать тема, как квартой выше возникает ответ ее повторение в другом голосе. А тот, что начал, теперь играет иную мелодию противосложение, сплетая его с темой. Несколько тактов музыки, где темы нет (такие эпизоды в фуге называются интермедиями), и вот она снова появляется в главной тональности в третьем голосе, в еще более высоком, звенящем регистре. Опять интермедия, и мы слышим тему, величаво гудящую в басу в сопровождении трех других голосов. Здесь закончилась экспозиция первоначальный показ темы во всех четырех составляющих эту фугу голосах. Дальше начинается следующий раздел фуги разработка. Бах проводит тему в разных тональностях и регистрах. Между проведениями темы он помещает новые интермедии. Они похожи на галереи, связывающие между собой разные части здания, или на широко изогнутые и смело взлетающие арки, столь характерные для барочной архитектуры. Третья часть фуги реприза. Тема опять звучит в главной тональности, обогащенная новыми, сплетенными с нею голосами. И вдруг происходит неожиданное: в последовательное, точно рассчитанное по строгому плану развитие фуги вторгаются виртуозные пассажи и массивные органные аккорды. Это кода, которая благодаря грандиозному патетическому звучанию, быстрой смене эпизодов и импровизационному характеру напоминает токкату. Двухчастный полифонический цикл получил широкое претворение и в другой, также чрезвычайно обширной и значительной области наследия композитора в его клавирной музыке. Клавирную музыку Бах тоже писал на протяжении всей жизни. Но особенно много сочинений для клавира появилось тогда, когда он жил и работал «дирижером камерной музыки» в небольшом немецком городке Кётене, куда прибыл в 1717 году по приглашению князя Леопольда АнгальтКётенского. Именно здесь были созданы двухголосные и трехголосные инвенции, Французские и Английские сюиты, первый том «Хорошо темперированного клавира», Хроматическая фантазия и фуга и еще ряд произведений для клавира.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"