Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Почему же Бах так увлекся клавиром? Имелись ли на то объективные причины? Да, и весьма существенные. Клавир играл колоссальную роль в домашнем музицировании как музыкантов-профессионалов, так и любителей. Сам Бах постоянно пользовался им в повседневной работе, это была своеобразная «экспериментальная лаборатория» композитора. Надо сказать, что и другие композиторы, предшественники Баха и его современники, создавали замечательные произведения для клавира. Но Бах необычайно расширил образновыразительную палитру клавирной музыки и в связи с этим ее стилевой диапазон, вобравший в себя средства и приемы, генетически связанные с органной, оркестровой, вокальной литературой разных стран. Произведения Баха настолько опередили свое время, что не могли получить адекватное воплощение на имевшихся тогда инструментах. Звук клавесина был звонким, четким, но слишком отрывистым и быстро угасавшим. Клавикорд отличался слабым, глухим тембром. Изобретенному же в 1709 году итальянским мастером Б.Кристофори фортепиано еще предстояло пройти длительный путь совершенствования. Баху же хотелось преодолеть «ударность» клавесина и добиться певучей, кантабильной игры на данном инструменте. Наверное, это в значительной Клавесин И.С.Баха. От своих учеников Бах добивался прежде всего безупречного легато и, желая им помочь, чрезвычайно обогатил педагогический репертуар, создав (Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции». Даже проставленные Французские сюиты, даже «Хорошо темперированный клавир» одна из вершин творчества великого композитора были первоначально задуманы как учебные сочинения. Вместе с тем Бах красноречиво доказал, что клавир может использоваться не только в домашней обстановке, по и перед большой публикой, и создал для него произведения в жанрах фантазии и фуги, токкаты, концерта. Особенно знаменит его Итальянский концерт. Конечно, чтобы рассказать обо всем клавирном творчестве Баха, нужно написать книгу, и даже не одну. Здесь же мы охарактеризуем лишь отдельные сочинения и выберем те, которые изначально самим автором были адресованы юношеству. В библиотеке музыкальной школы при Йельском университете в США находится нотная тетрадь, написанная рукой самого Иоганна Себастиана Баха. На ее пергаментном переплете тоже рукой Баха написано «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха». Это целая школа игры на клавире, созданная Бахом для своего сына, а затем сослужившая добрую службу многим и многим музыкантам. Что же она содержит? Названия нот, изображения скрипичного, альтового, тенорового и басового ключей, упражнения для подкладывания пальцев, объяснения, как играть различные упражнения, и, наконец, множество музыкальных пьес: и самых легких, и потруднее. Среди них знаменитые инвенции, которые теперь играют дети всего мира. Латинское слово инвенция означает «изобретение», «выдумка». И действительно, для каждой из своих инвенций Бах придумал особую форму, особый ритм, особый план построения. Но есть и нечто такое, что их объединяет, они полифоничны, т.е. основаны на сочетании самостоятельных голосов. Каждый, кто хоть немного играл на рояле, знает, как трудно одновременно исполнять два или три голоса так выразительно и связно, как будто их поют два или три певца. Композитор и сочинил инвенции прежде всего для того, чтобы Вильгельм Фридеман и другие его дети и ученики научились играть красиво и певуче.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"