Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Бах обратился здесь к традиционному жанру, выросшему из воскресной католической службы. Месса состоит из пяти частей, их названия соответствуют первым словам молитв: I часть «Кугіе eleison» («Господи, помилуй»), II часть «Gloria» («Слава»), III часть «Credo» («Верую»), IV часть «Sanctus», «Benedictus» («Свят», «Благословен»), V часть «Agnus Dei» («Агнец божий»). Однако в своем сочинении Бах разделил каждую часть Мессы на несколько номеров, и их общее количество достигло двадцати четырех. Среди них преобладают хоры, которых пятнадцать. Есть хоры монументальные, полнозвучные, а есть камерные, прозрачные. Контраст по отношению к хорам образуют сольные арии (шесть) и дуэты (три). Вообще, контрастное соотношение различных по образному строю и звуковой палитре номеров составляет основу в музыкальной драматургии произведения. Гигантские масштабы всей Мессы и ряда ее номеров, огромный состав исполнителей (большой смешанный хор, солисты, орган и оркестр), сложность и глубина художественных образов все обусловило то, что она переросла рамки традиционного церковного ритуала. А потому во время службы обычно исполнялись лишь отдельные части произведения, в своем же целостном виде оно утвердилось в концертной практике. Потрясает уже начало Мессы, ее исполненный подлинного трагизма вокальноинструментальный «пролог» «Кугіе eleison». Он открывается вдохновенной прелюдией хора и оркестра. Глубоко горестная и вместе с тем величавая, патетическая прелюдия вводит в монументальную пятиголосную фугу, в которой страстная мольба сочетается со строгой непреклонностью, а необыкновенная сила выражения с мудрой сдержанностью и суровой сосредоточенностью. Но есть в Мессе и номера, покоряющие ослепительным блеском, ликующей радостью. Таковы, например, торжественные, праздничные хоры «Gloria», «Et resurrexit» («Воскрес») и «Sanctus». Примечательно, что все они написаны в Ре мажоре, им и завершается произведение (хор I >ona nobispacem» «Даруй нам мир»). По существу, Ре Иажор становится вторым тональным центром Мессы, контрастирующим си минору ее основной тональности, I которой связаны трагические образы скорби, мольбы. Философское осмысление жизни как единства страдания и радости, горестных и светлых чувств, отчаяния и надежды, безысходного трагизма и неисчерпаемой веры таково I о держание, сущность Мессы. 11 именно потому вот уже на протяжении почти трех столетий она находит отклик в сердцах все новых и новых поколений слушателей. В творчестве Баха гениальное воплощение нашел и другой религиозный жанр пассионы (или страсти). Зародившись в недрах католической церкви, они особенно яркое развитие получили в немецком протестантском искусстве. Страсти, или пассионы, разновидность оратории. В них тоже есть сюжет, действие. Однако в основе сюжета пассионов лежат главы из Евангелия, в которых говорится О страданиях Иисуса Христа (собственно, само слово «пассионы» означает «страдания»). В «Страстях по Матфею», как явствует уже из названия произведения, Бах обратился к Евангелию от Матфея, причем выбрал из него эпизоды, привлекавшие многих художников огромным внутренним напряжением, острым драматическим действием и редкой психологической глубиной. Это предательство учеником Иисуса Иудой своего учителя, молитва Христа в Гефсиманском саду, когда он в смятении взывает о помощи к Богуотцу, это отречение от Иисуса другого его ученика, Петра, и его раскаяние и, наконец, шествие на Голгофу место, где был распят Христос. Для воплощения сложнейшего художественного замысла Баху понадобился огромный состав исполнителей два четырехголосных хора, а временами и третий, два оркестра, два органа и солисты вокалисты и инструменталисты. Композиция «Страстей» тоже исключительно сложна и многопланова. Евангелист размеренно, неторопливо повествует о событиях, но в его рассказ вторгается драматическое действие и звучат голоса его участников. Однако иногда повествование и развитие действия останавливаются, и возникают лирические эпизоды безымянных солистов, в которых получают концентрированное выражение мысли и чувства как участников событий, так и рассказчика, а вернее всего самого автора.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"