Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Колоссальную роль в «Страстях по Матфею» играют хоровые эпизоды как монументальные, расположенные в начале, середине и конце произведения и словно выполняющие функции несущих колонн в архитектуре, так и рассредоточенные по всему сочинению свободные драматические сцены, в которых будто звучит живой голос толпы.

Не менее важны в пассионах речитативы, сухие, сопровождаемые аккордами органа, и аккомпанированные, идущие на фоне оркестра. В них Баху удается поразительно точно выделить главные, самые значительные слова и фразы текста и с редкой даже для него выразительностью передать не только их смысл, но и заключенное в них эмоциональное содержание. Нередко после аккомпанированных речитативов следуют арии, обычно связанные с ними родственными мелодическими, ритмическими оборотами, а часто и тембром солирующего в оркестре инструмента.

В «Страсти по Матфею» включены также и просветленные, возвышенные протестантские хоралы, которые то вводятся в действие, то являются как бы лирическим откликом на происходящее, а то и подводят итог очередному этапу в развитии действия. Но есть у них и еще одна, быть может, самая главная функция: хорошо знакомые слушателям и любимые ими хоралы словно привлекают их к живому участию в событиях и побуждают к сопереживанию героям этой эпической драмы. «Страсти по Матфею» впервые прозвучали в апреле 1729 года, когда еще и пластиковых окон в Москве-то и не было, в страстную пятницу, в той самой церкви святого Фомы, которой Бах всей силой своего таланта служил более четверти века и которая по сей день хранит дух и тело великого кантора. Исполнялись они и позже, при жизни своего создателя, но затем подобно многим его творениям были надолго забыты неблагодарными современниками и потомками.

Наверное, есть какая-то таинственная закономерность в том, что именно со «Страстей по Матфею» началось возрождение музыки гениального немецкого композитора. Ибо мощным импульсом к этому ренессансу послужило двукратное исполнение пассионов под управлением молодого талантливого немецкого композитора Феликса Мендельсона. Примечательно, что состоялось оно почти через 100 лет после премьеры в марте 1829 года. Титаническое творение Баха произвело потрясающее впечатление на слушателей. Воскресший благодаря этим концертам интерес к Баху не переставал уже возрастать, пока постепенно не распространился на весь музыкальный мир.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"