Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Рядом с Иоганном Себастианом Бахом высится еще одна крупнейшая фигура музыкального барокко Георг Фридрих Гендель. Оба гениальных композитора словно стоят на переломе двух эпох. Их творчество концентрирует в себе лучшие достижения предшествующего периода, образуя его вершину. Огромное значение имеет для этих художников господствовавшая на протяжении долгих столетий духовная тематика: они постоянно обращаются к образам Ветхого и Нового завета. Не менее существенно и то, что оба музыканта вписали грандиозную главу в многовековую историю полифонии, достигнув кульминации в ее развитии. Вместе с тем Бах и Гендель проложили пути в будущее, ибо внесли каждый по-своему громадные качественные изменения во все сферы музыкального искусства. На протяжении длинного, насыщенного сложными перипетиями жизненного и творческого пути Генделю не раз приходилось вести поистине героическую борьбу за свое могучее, мужественное искусство, поражавшее современников массоводемократической направленностью многих замыслов, монументальностью масштабов, новизной приемов и форм. И в этой упорной, драматической борьбе композитору удалось завоевать широчайшую аудиторию приверженцев и обрести едва ли не всенародную популярность. Конечно, в значительной мере это объяснялось тем, что, как писал Ромен Роллан, «он черпал не только из источника ученой и утонченной музыки, музыки для музыкантов, он пил также и из родников народной музыки, наиболее простых и самых деревенских». Вообще, рассказывая о Генделе, невозможно не обратиться к посвященной ему замечательной монографии Ромена Роллана, восхищающей уже многие поколения яркостью и меткостью характеристики великого музыканта. Позволим же себе процитировать: «Итак, вскормленный всеми музыкальными соками Европы своего времени, насыщенный музыкой музыкантов и еще той, более богатой музыкой, которая носится в природе, которая разлита повсюду, и во тьме, и в свете, этим пением ручьев, лесов, птиц, которым полны его творения и которое внушило ему столько живописных страниц полуромантической окраски, он писал так, как говорят, сочинял с такой легкостью, как дышат. .Он писал с одного маху, как будто бы импровизировал. И, по правде говоря, кажется, никогда не было более великого импровизатора, чем он. .Но и это кажется почти противоречием он в то же время обладал превосходным чувством формы». Гендель писал музыку во множестве жанров, но общепризнано, что вершину в его наследии образуют оратории, недаром они венчают весь его многотрудный, богатый взлетами и падениями творческий путь. Начнем с того, что, уже в молодости покинув родную Германию, композитор большую часть жизни провел в Англии, именно здесь в основном он создавал свои оратории. А в туманном Альбионе издавна было принято с детства знакомиться не только со сказаниями и персонажами национального фольклора но и с легендам и героями Библии. Общеизвестность и общедоступность библейских сюжетов в Англии послужили одним из действенных стимулов, побудивших великого музыканта использовать их в своих ораториях. Друга причина интереса Генделя к Ветхому завету - эпический размах библейских рассказов и героический характер многих запечатленных в них образов. И дело не только в том, что они были близки недюжинной могучей натуре самого композитора. Наверное, еще важнее то, что они олицетворяли те высокие идеалы, под знаменами которых объединились передовые силы английской буржуазной революции и последовавших за ней событий, на протяжении века сотрясавших страну, «приютившую» Генделя. Приверженность композитора к ветхозаветным легендам символизировала для его современников победу серьезного искусства, адресованного демократической аудитории, над поверхностноразвлекательным, культивировавшимся при дворе. Признание и любовь массового английского слушателя Генделю удалось обрести прежде всего потому, что в столь напряженный, переломный момент английской истории он воплотил в своей музыке страдания народа и величие его борьбы за свободу и независимость. Персонажи античной мифологии и истории, столь популярные в процветавшей при английском дворе опересериа, сменились в ораториях Генделя богатырскими библейскими образами Самсона, Саула, Иевфая, Иуды Маккавея. Не любовнолирическая, а героическая, гражданская тематика характерна для этих произведений композитора. Причем его музыка передает не психологические детали, не тонкие нюансы, а большие чувства, которые Гендель воплощает с такой силой и мощью, что заставляет вспомнить творения Шекспира.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/