Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

В ораториях Генделя нет сквозного развития, по ходу которого различные эпизоды без перерыва сменяют друг друга. В этом смысле сочинения композитора соответствуют этическим представлениям XVII первой половины XVIII века, сформулированным в так называемой теории аффектов. Теория эта рассматривала музыку как выражение аффектов сильных чувств, причем каждое из них получало обобщенное воплощение в законченной музыкальной форме. Конечно, творчество Генделя, как и его великого современника Баха, не вмещается в «прокрустово ложе» теории аффектов. В их искусстве уже ощутимо проявляет себя новый тип музыкального мышления, предполагающий интенсивное развитие образа, раскрытие его различных граней. Но внешне оратории Генделя, подобно многим произведениям его эпохи, дискретны, ибо состоят из отдельных номеров, и каждый из них является либо выражением большого чувства, либо картиной какого-либо события. Рельефность музыкальных образов, подчеркнутая резкими контрастами, крупные планы, монументальность замысла делали ораториальное искусство Генделя поистине массовым. Доступность его творений восприятию широкой аудитории в большой мере объяснялась присущим ему умением немногими, часто простыми средствами достичь громадной силы воздействия. При этом арсенал приемов, форм, жанров, которыми владел композитор, был громаден. Главенствующую роль в ораториях Генделя играют хоры. Именно они более всего определяют героикомонументальный стиль его лучших творений, справедливо считающихся классикой хоровой культуры. Эмоциональное содержание хоров различно, но все же доминируют номера, ярко выражающие большие, сильные чувства. I Партия оркестра по-разному трактуется в хоровых эпизодах то идет в унисон с вокальными голосами, то создает изобразительный фон к ним. Композитор вообще часто словно рисовал в своей музыке звуковые иллюстрации к тексту и к отдельным фразам, и к целым, наиболее красочным эпизодам. Ведь оратории исполнялись не в театре, а на концертной эстраде, и музыка была призвана восполнить отсутствие декораций. Встречаются и самостоятельные оркестровые эпизоды. Так, почти все оратории начинаются с увертюры, обычно французского типа;. Порой Гендель объединяет хоры с ариями. Вообще сольные номера тоже весьма многочисленны и разнообразны в его ораториях. Среди них доминируют арии и большие, виртуозные, и скромные по масштабам, песенные. А вот ансамбли и речитативы реже встречаются в ораториях Генделя. Расскажем об одном из самых известных произведений Генделя его оратории «Самсон». Она была написана в 1742 году в период наивысшего расцвета его творчества. Сюжет этого сочинения заимствован из Ветхого завета и описывает один из эпизодов борьбы израильтян с филистимлянами. Израильтяне во главе со своим могучим героем Самсоном одерживают победу. Филистимлянке Далиле, жене Самсона, удается узнать, что чудодейственная сила героя заключена в его волосах. Ночью она отрезает у спящего Самсона волосы, и филистимляне захватывают его в плен. Они ослепляют героя, заковывают в цепи и приводят в храм, дабы он стал свидетелем их торжества. Но Самсон взывает к Богу и умоляет вернуть ему былую мощь. Бог внял его мольбе. Обретя вновь свою силу, герой рвет сковывающие его цепи и разрушает храм. Вместе с филистимлянами он гибнет во время катастрофы, но приносит победу своему народу.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"