Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

В «Самсоне» сильно акцентируется драматическое начало. Столкновения целых народов и их отдельных представителей, чувства и мысли героев получают здесь непосредственное, действенное воплощение. Музыкальные партии и хоровые, и сольные отличает яркая рельефность, дифференцированность, в них находит выражение индивидуальность персонажей. Недаром арии, речитативы исполняют не абстрактные солисты хора, а конкретные, наделенные именами и, главное, характерами герои. Причем разнообразных сольных номеров тут очень много и в значительной мере именно поэтому возникает впечатление, что драматическое, театральное начало здесь доминирует над эпическим, повествовательным, хотя и не полностью вытесняет его. Оратория открывается большой эффектной увертюрой французского типа. Первая часть оратории изобилует резкими драматическими контрастами. В ней экспонируются основные герои произведения, каждый из которых получает очень рельефную, портретную музыкальную характеристику. Филистимляне представлены здесь пока только в хоровых номерах, выдержанных в едином эмоциональном ключе радостном, восторженном. Обобщенной, запечатлевшей торжество победителей характеристике филистимлян противостоят соседние номера, где раскрываются образы побежденных израильтян. На редкость глубокое впечатление производит полная искренней скорби миминорная ария Самсона. Лишенный силы, ослепленный герой изливает в ней свои горестные чувства. Написанный для тенора, небольшой, лишенный внешнего блеска монолог Самсона необыкновенно содержателен. Это один из самых замечательных образцов арииламенто (ариижалобы) у Генделя. С первых звуков воцаряется трагическое настроение, которое, однако, передается с обычно присущей музыке Генделя суровой сдержанностью. Начальная тема арии основана на простых песенных оборотах. Вместе с тем в ней слышатся отголоски маршевых ритмов, в сочетании с квартовыми восклицаниями они придают скорбным ниспадающим интонациям мужественность. Но постепенно развитие становится более напряженным, взволнованным, особенно в момент кульминации. Лишь в самом конце возвращается сдержанная сосредоточенность, господствовавшая в начале монолога Самсона. Вслед за арией Самсона звучит ляминорный хор израильтян. Он отличается многогранностью, внутренним разнообразием. Неспешное звучание начального раздела ассоциируется с суровым, строгим хоралом, что обусловлено текстом: народ обращается к Богу с мольбой о спасении. Недаром столь отчетливо выражено здесь восходящее движение верхнего голоса. Широкое музыкальное развертывание подготавливает второй раздел стремительную фугу, основанную на энергичной и вместе с тем взволнованной теме. «О, дай слепому герою свет и силу!» настойчиво, нетерпеливо взывает народ к своему Творцу. Голоса будто догоняют друг друга их последовательное вступление является основным приемом в этом хоре. Образам израильтян посвящено и все дальнейшее развитие в первой части оратории.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"