Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Во второй же ее части возникают сольные номера, характеризующие филистимлян Далилу, Харафу. Полна изящества и обаяния симинорная ария Далилы с хором. Сложный, капризный ритмический рисунок, вкрадчивые, словно уговаривающие интонации помогают передать в музыке коварство и вместе с тем обаяние жены Самсона, предавшей мужа и вновь пытающейся вернуть его любовь. В последующих номерах второй части оратории происходит столкновение героев, их борьба. А потому наряду с сольными и хоровыми номерами появляются дуэты Самсона и Далилы, Самсона и Харафы. Наконец, в третьей части развитие событий приобретает еще большую остроту, наступает кульминация драмы и ее развязка сцена разрушения Самсоном храма и его гибели вместе с филистимлянами. Это оркестровый эпизод, музыка которого столь динамична и изобразительна, что почти восполняет отсутствие сценического действия. Низвергающиеся бурные потоки шестнадцатых, напряженный пунктирный ритм, стонущие хроматизмы все рисует постигшую филистимлян катастрофу, их отчаяние и страх. Следующий затем сольминорный хор филистимлян построен на том же музыкальном материале. Короткие, полные ужаса фразывосклицания в разных хоровых партиях звучат на фоне той же драматической оркестровой темы, и возникает ощущение непрерывного музыкального развития, преодолевающего членение на отдельные номера. Так Гендель начинает прокладывать пути к новым принципам построения кантатноораториальных и оперных сочинений. Музыкальные эпизоды, завершающие ораторию «Самсон», по существу являются ее эпилогом. Сначала здесь господствует скорбное настроение. Ария Михи, друга Самсона, и хор израильтян горестный плач о герое, погибшем, но спасшем свой народ. Однако уже Траурный марш звучит в До мажоре и становится гимном, прославляющим подвиги Самсона. Мужественное, волевое начало доминирует в этом торжественном, величавом шествии, вытесняя трагические образы. Впоследствии, в эпоху Великой французской революции, будет продолжена заложенная Генделем традиция именно такой трактовки похоронного марша. Подлинным же наследником композитора станет его великий соотечественник Бетховен, искренне восхищавшийся многими произведениями Генделя и видевший в нем своего предтечу. Траурный марш предопределил настроение заключительного хора израильтян. Исполненный радостного торжества, написанный в Ре мажоре, он воспринимается как победный гимн и воскрешает в памяти ликующий, праздничный и тоже Ремажорный хор филистимлян, который прозвучал в начале оратории. Так возникает «арка», скрепляющая это грандиозное, монументальное сочинение, соединяющее в себе напряженность драматического действия и широту эпического повествования.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"