Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Уже во время первых исполнений в «КовентГардене» произведение завоевало сердца лондонцев. Газета «Даблин джернэл» сообщала: «Генделя ценят больше, чем когда-либо. Новую ораторию (название ее «Самсон»), которую он сочинил после того, как оставил Ирландию, до сих пор исполнили четыре раза, перед более многочисленной публикой, чем когда-нибудь. По вечерам желающих получить билеты на ее спектакли было больше, чем ранее в итальянскую оперу.» К этому моменту сам Гендель уже простился с итальянской оперойсериа, которой отдал много времени и сил. Большинство исследователей полагают, что в данном жанре ему не удалось подняться до таких высот, как в оратории. Судить об операх композитора сейчас весьма затруднительно, ибо они редко идут на театральных подмостках. А время не раз опровергало точки зрения и самых признанных авторитетов: ведь в искусстве, к счастью, окончательных приговоров не выносят. Настойчивая последовательная работа Генделя над оперой, а затем над ораторией не мешала ему создавать инструментальные сочинения. Превосходный органист, он часто импровизировал на органе между частями своих ораторий и оставил множество произведений для этого инструмента, причем создал новый жанр органного концерта. Свои концерты для органа с оркестром композитор обычно исполнял не в церкви, а в концертном зале, т.е. в сугубо светской обстановке, и это обусловило песенный, танцевальный склад их тем, яркий характер звучания, простоту музыкального языка по сравнению с органными творениями иных представителей эпохи барокко. В наследии Генделя, любившего не только орган, но и клавесин, клавикорд, видное место принадлежит и клавирным сочинениям фантазиям, прелюдиям, фугам, сонатам и сюитам, которые и наследуют сложившиеся традиции, и обновляют их. Разнообразны и оркестровые опусы композитора. Так, своеобразную область составляет «пленэрная» музыка (от французского plein air полный воздуха) музыка на открытом воздухе. Как и живописные полотна, писавшиеся на природе, она вся будто проникнута воздушной средой. Генделевские «пленэрные» произведения это звучные, словно переливающиеся красками многочастные сюиты. По свидетельствам очевидцев, «музыка на воде» оглашала набережные Темзы во время королевской прогулки на реке. «Музыка фейерверка» сопровождалась сверканием разноцветных огней. Композитор мастерски использовал в этих произведениях динамические и тембровые контрасты разных групп инструментов, причем обычно усиливал роль духовых. ?<Пленэрные» сочинения Генделя очень интересны, однако еще значительнее другой жанр его оркестровой музыки кончерто гроссо. Мы уже говорили о том, что создателем этого жанра был итальянский композитор Арканджело Корелли. Генделю были близки его концерты, однако, создавая свои произведения, он внес в них много нового, самобытного и главное ту монументальность, широту, которые вообще свойственны его стилю. Завершая главу, посвященную музыке Х?ПХ?НІ столетий, мы надеемся, что читатель убедился в том, сколь огромна и сложна эта эпоха в истории музыки эпоха барокко, как велико ее значение для музыкальной культуры Италии, Франции, Англии, Германии. Сложились и претерпели колоссальное развитие разные вокальные и инструментальные жанры, возникли новые клавишные, струнные, духовые инструменты. А главное на авансцене европейского искусства появилось множество талантливых композиторов, и среди них величайшие гении Иоганн Себастиан Бах и Георг Фридрих Гендель, чье творческое наследие вошло в золотой фонд мировой художественной культуры.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"