Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Эпоха, о которой пойдет речь в этой главе, в музыкальной культуре ознаменовалась расцветом венского классического стиля. Слова «классический», «классика» известны каждому. Мы часто употребляем их в обиходном значении применительно к общепризнанным шедеврам литературы и искусства. И это не случайно, ведь латинское classicus, от которого произошли данные термины, переводится как «образцовый». Однако есть и специальное, искусствоведческое толкование этого понятия. Оно связано с теми явлениями в театре, литературе, архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, которые отличает сочетание особой глубины и разнообразия содержания с исключительным совершенством, рельефностью, отточенностью его воплощения. Так, во Франции XVII столетия возникло направление, получившее название классицизм. Напомним, что то была эпоха расцвета французской абсолютной монархии, оказавшей высочайшее покровительство придворному искусству и требовавшей от него пышности и великолепия. Драматурги, архитекторы, скульпторы, художники той поры обратились к античности, найдя в ней фундамент, на котором они смогли развивать собственное творчество. В основе их эстетики лежало убеждение, что все в мире разумно, что на земле и в природе, и в жизни царит установленный свыше порядок. Создатели французского классицизма добивались в своих произведениях «равновесия» истины и красоты, ясности, логичности замысла, стройности и законченности композиции. Вершиной французского классицизма в области театрального искусства стали трагедии Корнеля и Расина, на чье творчество сознательно опирался Люлли. Потому его «лирические трагедии» несомненно несли на себе печать воздействия классицизма. Но все же самое яркое воплощение в музыке этот стиль получил гораздо позднее, во второй половине XVIII начале XIX века, в творчестве представителей венской классической школы К.В.Глюка, Й.Гайдна, В.А.Моцарта и Л.ван Бетховена. То обстоятельство, что это плодотворное направление выросло на австрийской почве, и прежде всего в Вене, не случайно. Объяснялось оно рядом причин, среди которых едва ли не главной был многонациональный состав населения. Благодаря ему Вена столица огромной империи вбирала в себя неисчерпаемые богатства поэтического и музыкального фольклора народов, живших на территории всей страны, да и граничивших с ней государств. Другим фактором являлась исторически сложившаяся у венцев тяга к инструментальному музицированию, начиная от уличных ансамблей и кончая высокопрофессиональными исполнителями, выступавшими во дворцах высокой знати, соперничавшей друг с другом в блеске музыкальных увеселений. Словом, Вена была насквозь пропитана музыкой. Средоточие многообразного фольклора в Вене и органическая связь венского музицирования с народной стихией составляли важную предпосылку возникновения школы музыкального классицизма именно в этом городе. Хотя высшие достижения классицизма и связаны с Австрией, он отнюдь не может считаться локальным явлением. Напротив, во второй половине XVIII века классицизм становится господствующим течением в художественной культуре разных европейских стран. И это естественно: ведь если рассматривать его главные завоевания в широкой исторической перспективе, то нельзя не увидеть, что они были подготовлены силами многих национальных культур. Напомним хотя бы о полуторавековой эволюции оперной и инструментальной музыки в Италии, Франции, Германии, Англии. Венская же классическая школа подытожила многие процессы, тенденции и явления, которые на протяжении долгого времени зрели в европейском искусстве. Вместе с тем она ответила новым настроениям и идеям, охватившим наш континент в ту далекую эпоху, которая вошла в историю культуры под названием века Просвещения широкого движения в философии, литературе, искусстве, охватившего все европейские страны. Само название «Просвещение» объяснялось тем, что философы этой эпохи стремились просвещать своих сограждан, обличать перед ними пороки, раскрывать им истинные ценности. Целая плеяда мыслителей посвящала себя решению наболевших вопросов, касающихся устройства человеческого общества, выяснению самой природы человека, его возможностей и прав.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"