Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Появляется Амур, он возвещает волю главы богов Зевса: Орфей должен спуститься в Аид преисподнюю и вывести Эвридику. Но взглянуть на нее он сможет лишь тогда, когда они вернутся на землю. Две арии Амура уступка традициям оперысериа, особенно вторая ария с ее модным в то время менуэтным ритмом. Зато следующий акт оперы самый новаторский. Он состоит из двух контрастных картин. Первая переносит в подземное царство мертвых, куда в поисках Эвридики попадает бесстрашный Орфей; ему преграждают путь безжалостные стражи Аида фурии. Как неумолимо грозный вопрос, обращенный к дерзкому пришельцу, воспринимаются суровые унисоны оркестра, открывающие второй акт. Они троекратно повторяются в восходящем движении каждый раз на тон выше. Но вот раздаются нежные, прозрачные звуки лиры Орфея (арфа в оркестре), которыми он стремится умилостивить адские стихии. В ответ звучит мрачноторжественный хор подземных духов, грозно вопрошающих: «Кто здесь блуждающий?» Жесткие унисоны хора в до миноре на фоне зловещего тремоло струнных передают непреклонную решимость, с которой обитатели Аида противостоят попытке смертного проникнуть в их царство. Еще более грозно звучит второе проведение хора: аккордовую ткань прорезают «воющие» глиссандо струнных в оркестре, изображающие злобный лай подземного стража чудовищного пса Цербера. Сурововеличавую музыку хоров разделяет неистовая дикая пляска фурий с внезапными акцентами и стремительными пассажами. Но ничто не может заставить Орфея отступить. Аккомпанируя себе на лире, он поет проникновенную, нежную арию «О, внемлите моей мольбе». Вначале стражи подземного мира на каждую мольбу Орфея отвечают безжалостным «Нет!». Однако и они не могут долго противостоять волшебной силе его искусства. В последующих хорах фурий передана постепенная смена их настроения: от бесстрастной непреклонности обреченных на вечную муку к благоговейному восхищению перед дарующим забвение искусством певца. Две небольшие арии Орфея «Вашей скорби не сравниться» и «Заклинаю, умоляю», раскрывающие безмерность его страданий, принадлежат к наиболее трогательным страницам оперы. Они пленяют глубокой искренностью выражения и правдивостью воплощения интонаций кроткой мольбы, проникновенного обращения. Плененные замечательным даром Орфея фурии расступаются и исчезают. Таким образом, Глюк, преодолевая деление на номера, создает целостную драматическую сцену со сквозным развитием, основанным на противоборстве двух линий: все более настойчивым мольбам Орфея отвечают постепенно смягчающиеся фурии. Вторая картина этого действия контрастна первой. Взору Орфея открывается чарующий пейзаж Элизиума обители безгрешных душ. В музыке царит светлый покой и созерцательная лирика. Особенно прекрасно соло флейты, ставшее широко известным в многочисленных обработках под названием «Мелодии». Нежнопрозрачное, отмеченное бесподобной пластической красотой, оно принадлежит к числу наиболее поразительных откровений Глюка. Широкого дыхания мелодия неспешно разворачивается на фоне мерно пульсирующего ритма сопровождения, постепенно все более властно захватывая внимание слушателей.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"