Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Появляется Эвридика. Духи подводят ее к Орфею. Помня о запрете богов, Орфей, не оборачиваясь, берет ее за руку и спешит к выходу из царства мертвых. Третий акт также делится на две контрастные части. В первой с неумолимой последовательностью развертывается драматический конфликт нравственного долга и чувства любви. Горестные жалобы несчастной Эвридики, не понимающей причины холодности Орфея, и мучительная борьба противоречивых чувств в душе Орфея сострадания к жене и верности принятому обету воплощаются в музыке Глюка с поразительной психологической чуткостью и достоверностью. Вырастающие из речитативных диалогов дуэты и арии не только не прерывают драматическое действие, но, наоборот, усиливают его напряженность. Когда Орфей, презрев запрет богов, оборачивается к страдающей из-за него Эвридике и она тут же исчезает, звучит его знаменитая ария «Потерял я Эвридику» настоящий шедевр, созданный неистощимым мелодическим дарованием Глюка. Необычайно выразительная, рельефная мелодия пленяет безыскусной простотой и естественностью. Удивительно, но эта чудесная ария даже у самых ревностных почитателей музыкальнодраматического гения Глюка вызывала недоумение, ибо она написана в До мажоре. Трудно угадать истинные причины, побудившие композитора избрать мажорный лад. Но несомненно одно: при сохранении исполнителем верного темпа, динамики, характера звука этой арии присуще исключительно благородное, сдержанное выражение печального чувства. Важно и другое: ария «Потерял я Эвридику» перекликается с первым хором оперы, в котором пастухи и пастушки вместе с Орфеем тоже оплакивали героиню. Общность возникает благодаря родству начальных интонаций, единому тоническому устою «до», рондообразному строению обеих сцен. Так возникает симметрия в композиции всей оперы, подчеркивающая ее гармоничность и стройность, так создается тематическая арка, способствующая целостности всего произведения. Но в «Орфее» Кальцабиджи и Глюк еще не полностью освободились от традиций придворной оперысериа, которую было принято завершать благополучной развязкой действия, воплощенной в эффектной зрелищной сцене. Появляющийся вновь Амур возрождает Эвридику, и все присутствующие славят великую силу любви. Счастливый конец отнюдь не единственная уступка обычаям того времени. Заметим, что и самое начало оперы ее увертюра не связано с действием, с драматическим конфликтом произведения, что тоже было данью постепенно отживавшим свой век традициям. В дальнейших сочинениях Глюк более последовательно воплощал принципы своей оперной реформы. Важнейшим шагом на этом нелегком пути стала «Альцеста», написанная в 1767 году тоже в Вене и тоже на текст Кальцабиджи, обратившегося на сей раз к трагедии Еврипида. Глубоко новаторский замысел «Альцесты» не был понят аристократической публикой Вены. Очевидно, это побудило Глюка впоследствии предпослать партитуре «Альцесты» обширное предисловие, где он сформулировал главные положения своей реформы. Вот основные моменты из этого предисловия: «Когда я предпринял положить на музыку «Альцесту», я ставил себе целью избежать тех излишеств, которые с давних пор были введены в итальянскую оперу благодаря недомыслию и тщеславию певцов и чрезмерной угодливости композиторов и которые превратили ее из самого пышного и прекрасного зрелища в самое скучное и смешное. Я хотел свести музыку к ее настоящему назначению сопутствовать поэзии, дабы усиливать выражение чувств и придавать больший интерес сценическим ситуациям, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями. Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к хорошему и точному рисунку играет яркость красок и счастливо распределенная светотень, которые способствуют оживлению фигур, не изменяя их контуров.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"