Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Творческий путь Гайдна оказался на редкость долгим. Он начался тогда, когда в европейском музыкальном искусстве еще царило барокко и лишь появлялись ростки, предвосхищавшие дальнейший расцвет венской классической школы. В молодости ему довелось быть современником «войны буффонов», выдвижения на театральные подмостки комических оперных жанров. При Гайдне протекала деятельность великого Баха и его сыновей, среди которых ему особенно близок оказался Филипп Эммануил; при нем осуществил свою первую реформу Глюк. Моцарт, словно ослепительная комета, осветил своим присутствием жизнь Гайдна, подарив счастливые для них обоих часы общения. При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. Представим себе: начав сочинять музыку в годы позднего творчества Генделя, Гайдн перестал ее создавать накануне. Вместе с тем, слушая произведения композитора, всегда ощущаешь его кровную связь с веком Просвещения. Какие же черты этой эпохи, на которую приходится расцвет творчества Гайдна, отразило его искусство? Разум бог Просвещения определил рациональную основу его творчества, присущую его сочинениям стройность, уравновешенность, продуманность всех компонентов художественного замысла и его воплощения. Большинство просветителей с надеждой устремляли взоры в будущее, уповая на торжество светлых идеалов. Музыка Гайдна тоже почти всегда пронизана оптимизмом, радостью бытия. Бодрая, заразительно энергичная, жизнерадостная, она вселяет веру в силы человека, поддерживает его стремление к счастью. В ней много веселья, юмора, живой игры ума. Рисуя во многих сочинениях мир счастья, Гайдн наполнял его жизненными образами, реальными характерами, впечатлениями от природы. Он раскрывал лучшие стороны души простых людей, таких, каким был он сам, его отец сельский каретник, мать кухарка. Он сделал народ героем высокого искусства. Никто до Гайдна так непосредственно не опирался на музыкальное творчество народа. Гайдн открыл народным мотивам свободную дорогу в симфонию, квартет, трио, концерт, ораторию. Связь с фольклором один из главных лозунгов немецкого Просвещения. Видный немецкий философ и литератор того времени Гердер провозглашал народное творчество основой поэзии. Он подготовил и издал сборники фольклора, ставшие антологией народной поэзии. Творчество Гайдна это своеобразная музыкальная антология голосов народа. В нем, как в зеркале, отражен многонациональный состав Австрии и ее столицы, где звучали австрийские, немецкие, итальянские, чешские, французские, венгерские и иные напевы. Ведь в Вене прошли детство, юность и старость композитора. Родная деревня Гайдна Рорау (от немецкого Rohr камыш) была расположена в Нижней Австрии, неподалеку от Венгрии. Однако в округе преобладало хорватское население, и деревушка эта носила еще и хорватское название Третник (хорватское Trstnik). Два года Гайдн служил в чешской усадьбе у графа Морцина и тридцать лет у венгерского князя Эстергази. Всю жизнь он вслушивался в музыкальную речь разных народов и впитывал в себя ее интонации и ритмы, хотя ближе всего Гайдну, видимо, была стихия австронемецкой песеннотанцевальной музыки.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"