Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Гайдн переплавил в своей творческой лаборатории не только этнографический материал, но и профессиональную технику европейских музыкальных школ, суммировав опыт немецких, чешских, итальянских, австрийских мастеров. В громадном наследии Гайдна ведущими являются симфонии и струнные квартеты (хотя значение его сонат, концертов, трио, ораторий, да и иных жанров тоже очень велико). Первые квартеты и симфонии Гайдна относятся к 50м годам XVIII столетия и еще близки друг к другу и к бытовой музыке той эпохи. В 70е годы появляются произведения, в которых черты каждого жанра становятся более рельефными. А главное в них уже выражен более глубокий мир образов. В них слышатся патетические звучания, близкие по настроениям литературному движению «Буря и натиск». Такова, например, «Прощальная» симфония. Но это преходящая полоса. В дальнейшем композитор обретает спокойствие, уравновешенность. В 80е годы он создает многие известные сочинения, среди них и «Русские» квартеты. Название объясняется посвящением их великому князю Павлу (будущему императору России), который в начале 80х годов жил в Вене. Квартеты эти отмечены чертами «моцартианства», и это не случайно: ведь в ту пору Гайдн часто бывал в Вене и много общался с Моцартом, музицировал вместе с ним. И если вначале искусство Гайдна оказало колоссальное воздействие на формирование симфонического и камерного стиля Моцарта, то позднее в творчестве Гайдна нельзя не ощутить сильного влияния музыки Моцарта ее пластичной кантилены, тонкости эмоциональных оттенков, гибкости инструментовки и форм. В те же 80е годы были написаны классические симфонии Гайдна «Парижские» (получившие такое название потому, что впервые прозвучали в Париже), «Оксфордская» (именно эту симфонию исполнил Гайдн, когда в Оксфордском университете ему присвоили почетное звание доктора музыки, отсюда и название). В 90е годы созданы знаменитые «Лондонские» симфонии и большой цикл квартетов. Гайдн вообще по установившейся традиции обычно писал квартеты целыми сериями чаще всего по шесть в каждой из них. Как уже видно, названия инструментальным произведениям Гайдна присваивались в основном по месту их исполнения. Но иногда заголовок отражает какойлибо присущий им характеристический признак, так происходит в симфониях «Часы», «Медведь», «Военная», в «Квинтенквартете». Но сам Гайдн дал названия только трем ранним симфониям «Утро», «Полдень» и «Вечер», которые сочинил еще в 1761 году. Итак, классический стиль рождался в творчестве Гайдна на протяжении десятилетий, в длительном, неустанном экспериментировании, в поисках нового. Наиболее зрелые его квартеты и симфонии возникли тогда, когда композитор стал вырываться из замкнутой княжеской капеллы в Вену и особенно в Лондон, где кипела свободная и оживленная общественная и концертная жизнь. Именно Гайдну было суждено стать родоначальником классического симфонизма. Он окончательно утвердил классические принципы построения сонатносимфонического цикла высшего типа многочастной инструментальной музыкальной композиции. Вот типичная схема венской классической симфонии состоящей из четырех частей.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"