Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Первая часть сонатное аллегро. Оно начинается ^ экспозиции, которая строится на сопоставлении главной и побочной партий. Главная партия всегда пишется в основной тональности, а побочная обычно в тональности доминанты, если главная звучит в мажоре, и в параллельной тональности, если главная звучит в миноре. Модуляция в новую тональность совершается в связующей партии, а закрепляется она в заключительной. После повторения экспозиции начинается разработка, в которой темы подвергаются развитию. И наконец, в последнем разделе сонатной формы репризе вновь проходят все темы, но теперь уже все в основной тональности. Часто, но не всегда экспозиция предваряется контрастным ей медленным вступлением, а после репризы следует кода. Вторые части симфоний обычно медленные и носят задумчиволирический характер. Они часто пишутся в сложной трехчастной или вариационной форме. Третьи части симфоний Гайдна и Моцарта называются менуэтами (Бетховен уже отступает от этой традиции). У Гайдна галантный придворный менуэт, как правило, превращается в деревенский танец, с присущей ему тяжеловесной поступью, размашистой мелодией, неожиданными акцентами и ритмическими сдвигами. Четвертая часть финал. Чаще всего он пишется в форме рондо, основанной на чередовании рефрена и эпизодов, иногда рондосонаты, где главная партия выполняет роль рефрена и повторяется в конце экспозиции и репризы в основной тональности. В финалах симфоний Гайдна обычно звучат зажигательноживые, близкие к народным или подлинно народные мелодии. Таково же строение квартетов. А вот сонаты, трио и концерты обычно состоят из трех частей; менуэт из них, как правило, выпадает. Но каким бы ни был жанр, форма сочинения, Гайдн обычно во всяком случае, в зрелый период творчества концентрировал свою мысль в четкой теме и последовательно раскрывал ее выразительные возможности. При этом он выделял отдельные звенья темы мотивы, усиливал контрасты между ними, строил на их основе новые темы. Такой метод называется тематической разработкой. Он позволяет очень полно выявить динамику жизненных процессов, показать многообразие душевных состояний. 0СОгенно широко метод тематической разработки Гайдн ^именял в сонатной форме, т.е. в первых частях симфоний, квартетов, сонат, трио, а часто и в их финалах. В творчестве Гайдна сложился постоянный состав струнного квартета две скрипки, альт, виолончель. Композитор любовно культивировал этот вид ансамбля однородных смычковых инструментов. Именно во времена Гайдна и прежде всего в его собственном творчестве произошло окончательное размежевание симфонических и камерных жанров, и струнный квартет стал характернейшим представителем камерной инструментальной музыки. Гайдн утвердил также классический парный состав симфонического оркестра: две флейты, два гобоя, два фагота, две валторны, пара литавр и струнный квинтет (две группы скрипок, альты, виолончели, контрабасы). Изредка в симфониях Гайдна появляются кларнеты. А вот тромбоны впервые использовал лишь Бетховен.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"