НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
Проект «История музыки»
«Времена года» светская оратория. Основной характер произведения реальноземной. Гайдн остается верен себе: он делает героем оратории народ. Причем это не генделевский легендарногероический народ, а простые люди, крестьяне, современники композитора. В «действии» участвуют старый пахарь Симон, его дочь Ганна и молодой крестьянин Лука. В четырех частях оратории композитор последовательно изображает все времена года, которые ассоциируются с красочными картинами пробуждающейся, цветущей, плодоносящей и умирающей природы, с эмоциями молодости, наслаждения негой, ликования по поводу изобилия, с настроениями домашнего уютного быта. Зарисовки летней грозы и зимней стужи оттеняют радостные и жизнеутверждающие образы, доминирующие в оратории.
Биографы Гайдна не без оснований полагают, что композитор реализовал в своем произведении личные впечатления от долголетней жизни в окружении сельских жителей с их тяготами и развлечениями.
Слушая эту музыку, невольно вспоминаешь признание Гайдна, сделанное им в письме от 22 сентября 1802 года: «Часто, когда я боролся со всевозможными препятствиями, которые возникали на пути моего труда, когда сила духа и тела покидала меня и мне бывало трудно не сойти со стези, на кою я ступил, тогда сокровенное чувство нашептывало мне: «На земле так мало веселых и довольных людей, повсюду их подстерегают заботы и горе, быть может, твой труд станет источником, из коего озабоченный и обремененный делами человек почерпнет на несколько мгновений покой и отдых!»
И то было могучим побуждением для движения вперед, да и причина того, что я и поныне с душевной радостью оглядываюсь на труд свой, в который я столь долгие годы непрерывного напряжения и усилий вкладывал все свое искусство».
Гайдн вошел в историю как ярчайший композитор эпохи Просвещения. Свойственное его сочинениям сочетание общедоступности, общепонятности с глубиной и разнообразием содержания, с высоким уровнем композиторской техники стало ценнейшим качеством его искусства.
Рекомендуем: |
|
|
|