Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

В моцартовских оперных ансамблях равновесие музыкального и драматического начал. Моцарт не поступался цельностью и законченностью музыкальных форм. Выдерживая логику развития музыкальных мыслей, он гибко приспосабливал композицию к ходу действия. Замечательный пример этого терцет Сюзанны, графа и Базилио из оперы «Свадьба Фигаро». Вообще говоря, ансамбль самое условное звено музыкальной драматургии оперы. В нем одновременно несколько человек изливают свои чувства, часто различные, или поясняют свои намерения и действия. В реалистической драме так не бывает. Но эта условность открывает перед композитором широкие возможности для характеристики как отдельных героев, так и их групп. Образы сближаются между собой, если их объединяет одна и та же мелодия. И наоборот, они противопоставляются, если мелодии контрастируют друг с другом. Действие может тормозиться музыкой или, наоборот, «конденсироваться», ускоряться. Драматическая ситуация может получить в ансамбле общее психологическое истолкование, а может быть обрисована очень дифференцированно, детально, с тонким выявлением подтекста. Моцартовский ансамбль это групповой портрет, в котором каждое лицо выглядит живым, в одних случаях выделяясь из группы, в других сливаясь с ней. Образец блистательного музыкального решения драматургического замысла ансамбль в «Дон Жуане». Здесь севильский обольститель, покинутая донна Анна и ее жених дон Оттавио говорят каждый на своем музыкальном языке, но при всей контрастности партий подчеркнуты их взаимные связи, и в целом ансамбль шедевр гармонии. Симфонизация оперы, сказывающаяся во многих развернутых вокальных формах, последовательно проведена в увертюрах Моцарта. Это своего рода одночастные симфонии, передающие в обобщенном виде смысл и характер предстоящего действия. Моцарт был поразительно чуток к окружавшей его действительности. Социальная несправедливость, неуважение к человеческому достоинству вызывали у него возмущение. «Человека облагораживает сердце, писал он в одном из писем отцу, пусть я не граф, но в душе у меня, быть может, больше благородства, чем у иного графа: будь он лакей или граф, раз он меня оскорбляет он мерзавец». С гневным сарказмом или иронической издевкой он говорил о сильных мира сего, о жестокосердных вельможах, надутых патрициях, жалких в своем подобострастии мещанах. В его произведениях отчетливо выражены гуманистические и антифеодальные идеи. Не случайно в поисках сюжета для оперы Моцарт остановил свой выбор на столь политически актуальной пьесе, как «Безумный день, или Женитьба Фигаро» французского драматурга Бомарше. Эту непревзойденную по остроумию комедию впоследствии справедливо называли «увертюрой революции». Ни одна пьеса не взбудоражила так общественное мнение предгрозового Парижа, как «Безумный день». И вот Моцарт, «аполитичный» Моцарт, увлекается крамольной пьесой и решает вывести на сцену плебея Фигаро, смело вступающего в борьбу с аристократом и одерживающего блистательную победу!



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"