Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Блеском и чувственной красотой наделил Моцарт героя другого своего произведения Дон Жуана. Ни один другой персонаж этой оперы не может сравниться в жизненном обаянии с испанским искателем наслаждений. Как носитель неограниченной свободы чувства, как выразитель юношеской активности и смелости главный герой оперы сродни поэтическим кумирам эпохи «Бури и натиска». Но дерзкий вызов Дон Жуана общественной морали не мог остаться безнаказанным. Высокие нормы нравственности и разума одерживают верх над своеволием личности. Провозвестником их выступает строгая и суровая донна Анна, дочь убитого севильским кавалером Командора. Возмездие осуществляет и сам Командор, явившийся по приглашению Дон Жуана на ужин в обличье каменного гостя. Трагедийное столкновение индивидуальной воли и общественного порядка, поиски гармонии между чувственной стихией и нравственным началом, наслаждением и моральной ответственностью эта проблематика сближает уникальную «веселую драму» Моцарта с современной ей великой философской поэмой «Фауст» Гёте, тоже основанной на легенде. Моцарт певец молодости. С каким неотразимым очарованием выведены разнообразные типы юношей и девушек в его операх будь то лирическая комедия «Свадьба Фигаро», или комедиядрама «Дон Жуан», или искрящаяся весельем операбуффа «Так поступают все», или трогательнозабавный зингшпиль «Похищение из Сераля», или светозарная сказка о мудреце Зорастро и Царице ночи, принце Тамино с волшебной флейтой и птицелове Папагено с его чудесными колокольчиками! Эта последняя опера Моцарта «Волшебная флейта» являет собой сплав всевозможных сценических жанров (от священного представления до феерии). Порождает разнообразие ее героев земных и аллегорических, гротескных и лирических, комическипростоватых и глубокомысленных. Наивнейшая песенка в простонародном вкусе чередуется с блестящей колоратурной арией и сосредоточенным полифоническим хоралом, сентиментальная немецкая задушевность соседствует с восточной экзотикой, трюки балаганного театра, ярмарочного представления уживаются рядом с мистикой масонских таинств и символов. Моцарт был масоном. Под влиянием учения вольных каменщиков и сложилась идейная концепция «Волшебной флейты» своеобразной музыкальнодраматической утопии XVIII века. В сказочной форме прославляется здесь идеальное царство справедливости, братства и дружбы. Человеколюбие побеждает вражду и коварство, свет мудрости рассеивает злобный мрак ночи. Воспитание душевной стойкости вот путь к правде жизни. При всей отвлеченности идейного содержания оперы, при всей наивности (и в то же время хитроумности) ее сюжета «Волшебная флейта» произведение высочайшей эстетической ценности. В музыке оперы гармонически сочетаются искренность и мудрость, простота и величие. Сердечная, возвышенная, удивительно чистая, она вся как бы залита солнечным светом. Гёте был так увлечен этой волшебной оперой, что задумал продолжение ее и даже приступил к написанию либретто. Бетховен считал «Волшебную флейту» едва ли не лучшей оперой Моцарта. Думается, среди зрелых опер Моцарта восприятию юных слушателей в большей мере доступна «Свадьба Фигаро», и потому именно о ней расскажем подробнее. Середина 80х годов, когда было написано это сочинение, непростое время в жизни композитора. Неумолимо усиливались его противоречия с придворными кругами, с теми, кто оказывал ему высокое покровительство и без чьей поддержки он не мог существовать. Однако роковые последствия этого противостояния Моцарт со всей глубиной ощутил позднее, пока же его выручала оживленная концертная деятельность. Он славился как виртуознейший клавесинист Австрии, дворцы и салоны многих знатных меценатов были открыты для него, и чуть не вся артистическая Вена искала дружбы с ним. Именно в этот момент, когда сам Моцарт уже сознавал всю силу своего гениального дара, достигшего полной зрелости, когда он еще был полон энергии и воли к действию, даже к борьбе, ему довелось повстречаться с Лоренцо да Понте. Уроженец Италии, наделенный незаурядным драматическим и поэтическим дарованием, он сумел добиться положения придворного поэта австрийского императора. Оригинальный ум, острая наблюдательность да Понте, его ироническое отношение к нравам, царившим в обществе, привлекли Моцарта.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"