Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

После постановки в 1782 году зингшпиля «Похищение из Сераля», понравившегося всем, кроме императора, Моцарт в течение нескольких лет почти совсем не писал опер. Он стремился к созданию национальной оперы, но условия для ее постановки в Вене были крайне затруднительны, ибо этому противились австрийские аристократы, покровительствовавшие итальянской опере. Потому-то Моцарт был вынужден вновь обратиться к жанру итальянской оперыбуффа. Однако его совершенно не устраивали ее давно ставшие избитыми, шаблонными сюжеты, и тогда у них с да Понте возникла идея остановиться на второй части трилогии Бомарше «Женитьбе Фигаро». Поставленная в Париже в 1784 году, она вначале имела бурный успех, но вскоре истинный смысл этого произведения, обличавшего нравы аристократии, вызвал сильное возмущение в высших слоях общества. К тому же оно появилось в атмосфере уже назревавшей Великой французской революции и было «поднято на щит» третьим сословием. Слухи о социальной остроте пьесы достигли Австрии, и ее запретили ставить на сценах страны. Моцарта же покорили смелость, с которой Бомарше вскрывал социальные противоречия, и чисто художественные достоинства пьесы блеск и замысловатость интриги, живость сценических положений, богатство характеров и, главное, оригинальность развития действия. Да Понте пообещал выхлопотать у императора разрешение поставить ее в оперном театре. Он сумел сохранить все достоинства пьесы при превращении ее в оперное либретто, хотя, конечно, ее яркие сатирические тона пришлось приглушить по цензурным соображениям. Зато осталось остроумие интриги, изобилующей неожиданными поворотами, комизм ситуаций, контрастность персонажей. Итальянская операбуффа состояла из двух действий. В «Свадьбе Фигаро» тоже два действия, но четыре картины, каждая состоит из отдельных номеров арий, ансамблей, речитативов, а вторая картина и четвертая завершаются большими, стремительно развивающимися финалами. Композиция оперы очень четкая: в первой картине происходит завязка действия и впервые обрисовываются многие герои. Во второй развитие интриги продолжается и достигает своей кульминации в финале. В третьей картине разрешается один из конфликтов оперы суд отклоняет иск Марцелины, пытавшейся женить на себе Фигаро, ибо она оказывается его матерью. В четвертой же картине, после музыкальных номеров, характеризующих многих героев, в финальном ансамбле наконец происходит развязка всего действия, его основной интриги, связанной с взаимоотношениями Фигаро, графа Альмавивы, Сюзанны и графини Розины. В центре событий пара веселых ловких слуг, вздорный и не слишком сообразительный граф, томная, меланхолически настроенная графиня, легкомысленный паж, престарелая кокетка и др. Все эти герои напоминают традиционные типажи оперыбуффа и предшествовавшего ей старинного театрального жанра комедии делъ арте (комедии масок). Но Моцарт усложнил и опоэтизировал все образы, наделил их тонкими и разнообразными психологическими чертами, показал противоборство разных чувств и устремлений в душе каждого из них, т. е. превратил в живые человеческие характеры с разной индивидуальностью. Обличительные речи Фигаро были на редкость близки настроениям и мыслям самого Моцарта его протесту против бесправного положения музыканта, приведшему к разрыву композитора с зальцбургским архиепископом, на службе у которого он находился, его чувству личного достоинства, которое он открыто противопоставил аристократической гордости. Но и граф в его опере не примитивная, плоская карикатура на светского волокиту, а человек сильных страстей, вспыльчивый, властный и вместе с тем бесхарактерный, не владеющий собой, развращенный своим общественным положением. В общую жизнерадостную атмосферу спектакля органично вписался образ графини, которая воспринимается не как традиционный «страдающий» персонаж из оперысериа, а как лирическая героиня, исполненная искренности и теплоты. Замечательно запечатлел Моцарт и неподдельное юношеское волнение пажа Керубино, охваченного пробуждающимися в его душе чувствами. Да и Фигаро с Сюзанной предстают не только как умные, ловкие, смелые слуги, умеющие благодаря своей хитрости и отваге преодолеть чинимые им препятствия, а как люди, любящие друг друга и испытывающие самые разные чувства нежности, ревности, оскорбленного достоинства, гордости, великодушия.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"