Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

В Сороковой симфонии нет обычного медленного вступления. С первых же тактов стремительно разворачивается напевнолирическое Аллегро. На трепетном, мягко колышущемся фоне альтов у скрипок звучит взволнованная, скорбнолирическая тема главной партии. Глубоко выразительная, песенная и вместе с тем «говорящая» мелодия как будто вырастает из интонаций настойчивой мольбы, горестных возгласов и вздохов. Основная мысль симфонии развертывается широко и плавно, «на большом дыхании», словно это не тема симфонии, а оперная ария (недаром в связи с ней часто вспоминают об арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» из «Свадьбы Фигаро», несколько иной по настроению, но действительно родственной по интонационному складу, ритмическому рисунку и, главное, по взволнованному, поэтическому ощущению жизни). К молящим, в чем-то убеждающим голосам скрипок постепенно присоединяются флейты, гобои, фаготы, наконец, весь оркестр. И снова возвращается начальная трепетная, грустная мелодия скрипок. Постепенно в связующей партии звучание становится все более напряженным, громким, взволнованным; аккорды оркестра звучат энергично и решительно. После такого динамического взлета еще более нежным кажется тихое пение скрипок в побочной партии. Ту же трогательную, мечтательную мелодию с необыкновенно пластичными, скользящими хроматизмами повторяют флейты и гобои. Но и в эту светлую, поэтичную тему проникают взволнованные, тревожные обороты из главной партии. Такие моменты в побочной партии называются «сдвигом», или «прорывом» ; в данном случае его напряженность подчеркнута тональногармонической неустойчивостью, нарастающей динамикой, плотностью звучания (это вообще характерно для области «сдвига»). В итоге заключительная партия оказывается внутренне подготовленной, ибо ее тема тоже построена на интонациях главной партии. Однако здесь на их основе возникает диалог солирующих деревяннодуховых инструментов, интонирующих мотив робко, неустойчиво, и струнных, чье напряженнострастное, утвердительное звучание завершает экспозицию. Вся разработка сосредоточена на теме главной партии. Этот раздел сонатной формы в наибольшей мере насыщен развитием, в нем постоянно совершаются какие-либо «события». Драматизация главного образа связана с включением полифонических приемов (изучение произведений Баха не прошло для Моцарта даром). Кульминация разработки становится драматической вершиной всей части. Вторая часть Анданте проникнута мечтательнолирическим настроением. Она написана в Мибемоль мажоре, и ее колорит окрашен светлыми тонами. Сонатная форма, избранная Моцартом, не часто встречается в медленных частях классических симфоний. Но это сонатная форма, лишенная контрастов: темы экспозиции, дополняя друг друга, органично включаются в единый поток развития. Однако чуткое ухо может уловить здесь много разнообразных нюансов, а порой и тонко выраженных неожиданных поворотов. Но как бы то ни было, одно качество сохраняется всегда удивительный мелодизм всех голосов музыкальной ткани, благодаря которому звучание оркестра обретает особую лирическую наполненность.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"