Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Третья часть симфонии сольминорный Менуэт своим суровым, драматическим характером контрастен мягкой созерцательной лирике Анданте. Резко изменяется и оркестровая фактура, обретающая в Менуэте графическую четкость мелодического рисунка, строгую простоту изложения. Мелодия крайних разделов отличается ритмической остротой, воспринимаемой особенно рельефно благодаря сохранившемуся здесь от танцевального жанра равномерному трехдольному движению. А вот трио средняя часть Менуэта вносит контраст благодаря светлому, мажорному звучанию, плавному ритмическому и мелодическому рисунку темы, близкой к народной песне. Мягкой, обаятельной музыке трио с напоминающими эхо перекличками разных инструментов присущи черты пасторальное™. Начало финала поражает необыкновенной стремительностью взлетающей на едином дыхании и моментально охватывающей большой диапазон темы главной партии. Но вдруг обрыв вращающийся на месте мотив восьмых. И наконец, еще один элемент главной партии с выразительным октавным скачком, соединяющий в себе патетические и жалобные секундовые интонации. Из главной вырастает тонально неустойчивая связующая партия, в которой осуществляется модуляция в Сибемоль мажор тональность побочной. Она возникает, воскрешая в памяти побочную партию первой части. Прозрачная, тихая тема сразу поражает своей поэтичностью, красотой. Однако свободно развивающаяся изысканная мелодия с прихотливым ритмическим рисунком звучит на фоне равномерно пульсирующего сопровождения, и этот контраст придает звучанию какое-то внутреннее напряжение. В разработке тема главной партии сильно изменяется ее интонации становятся острыми, диссонирующими, появляются неожиданные резкие скачки, возникают напряженные стреттные проведения темы в разных голосах. Но вот мрачные видения исчезают, и после генеральной паузы начинается реприза, в которой уже полностью господствует соль минор. Даже мажорная побочная партия транспонируется в соль минор и окрашивается печальным, словно подернутым дымкой звучанием, а ее хроматические интонации становятся еще тоньше, изысканнее. Минор изменяет и заключительную партию, мрачные, напряженные фигурации которой придают завершению симфонии суровый, драматический колорит. Сольминорная симфония захватывает слушателя необычайной искренностью, душевной открытостью, порой даже незащищенностью. Чувства, которыми был охвачен автор, выражены с редкой непосредственностью и каким--то особым трепетным волнением. Вместе с тем симфонии присущи глубочайшая продуманность всего художественного замысла и его отдельных деталей, строжайшая логика развития. Четыре части цикла связаны между собой и единством образов, и интонационным родством тем, и общей линией развертывания драматической идеи произведения. Безупречная ясность и последовательность развития, тончайшая соразмерность целого и частей, стройность и законченность каждой части все это и еще многое другое превращает симфонию соль минор в произведение истинно классическое, отмеченное высочайшей гармонией и красотой. К сожалению, у нас нет возможности рассказать о всех произведениях Моцарта, о его обширнейшем и замечательном камерном наследии, о несравненных концертах, давно вошедших в репертуар прославленных исполнителей. Но нельзя обойти вниманием Реквием, написанный незадолго до кончины композитора. Мысли о близкой смерти давно угнетали Моцарта; к тому же его тревожило странное обстоятельство, предшествовавшее созданию этого произведения: Реквием заказал незнакомец в темном плаще, попросивший во что бы то ни стало завершить его к определенному сроку. Моцарт очень торопился окончить Реквием замысел сочинения волновал и притягивал композитора; он часто говорил, что пишет его для самого себя. Впоследствии стало известно, что таинственный незнакомец был доверенным лицом графа Вальзегга, который хотел прослыть композитором, для чего покупал у разных авторов сочинения и выдавал их потом за свои. Потеряв в 1791 году любимую жену, граф задумал почтить ее память исполнением собственного реквиема. С этой целью он и послал к Моцарту своего управляющего. Желанием присвоить творение великого Моцарта и объясняется таинственность, которой были обставлены переговоры. Но на возбужденное воображение усталого, измученного постоянными невзгодами композитора эта таинственность подействовала угнетающе. Его душевное состояние исключительно верно передал Пушкин в своей драме «Моцарт и Сальери»: Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами самтретей Сидит.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"