Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Госсек был дирижером духового оркестра, называвшегося оркестром национальной гвардии. Созданная на базе этого оркестра музыкальная школа слилась с Королевской школой пения и декламации, и в итоге в 1795 году возникла Парижская консерватория первая консерватория в Европе. Она должна была готовить профессиональные кадры музыкантов и обеспечивать музыкальное «оформление» национальных празднеств, которые в ту пору очень часто устраивались во Франции, особенно в Париже. В них принимали участие все ученики и педагоги консерватории, хор оперного театра, духовые оркестры и грандиозный народный хор, с которым занимались крупнейшие музыканты. Идеи и образы, рожденные революцией, проникли и в музыкальный театр, получив воплощение в новом жанре «опере спасения». Этот жанр, лейтмотивом которого стала борьба против насилия и избавление от опасности, соединил героику и быт, сблизил трагедию и комедию. «Опера спасения» героическая драма, отошедшая от античных сюжетов и позаимствовавшая разговорный диалог от комической оперы и мелодекламацию от трагической мелодрамы. В «опере спасения» простая бытовая песенность соседствует с интонациями и формами классической оперы. Ведущим представителем французской революционной оперы был Луиджи Керубини крупный музыкант, много лет возглавлявший Парижскую консерваторию. От «Лодоиски» и «Водовоза» Керубини ведет прямой путь к опере Бетховена «Фиделио», во многом напоминающей «оперу спасения». Но связь Бетховена с музыкой французской революции этим не исчерпывается. В его сочинениях нашли претворение призывные интонации и чеканные ритмы, широкое мелодическое дыхание и мощная инструментовка гимнов, песен, маршей и опер этой эпохи. Они преобразили стиль Бетховена. Именно потому музыкальный язык композитора хотя и связан с искусством других венских классиков, вместе с тем глубоко отличается от него. Так, в произведениях Бетховена, за исключением ранних, редко встречается изысканная орнаментика, столь характерная для сочинений Моцарта, да и Гайдна. Исчезает у Бетховена и свойственная его венским предшественникам плавность ритмического рисунка, камерная прозрачность фактуры, уравновешенность и симметрия музыкального тематизма. Композитор новой эпохи, он находит для выражения своих мыслей иные интонации динамичные и беспокойные, резкие и упорные. Звучание его музыки становится куда более насыщенным, плотным, драматически контрастным. Его темы приобретают небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту. Грандиозность бетховенских конструкций, степень свободы развития в рамках традиционных форм, в том числе сонатной, многообразие самих типов тем, новизна гармоний и оркестровки, вообще широчайший диапазон выразительных средств поражали современников композитора, порой казались им странными, даже режущими слух. Но главное, что ошеломляло и зачастую вызывало непонимание слушателей, воспитанных на классицизме XVIII века, это небывалая эмоциональная сила его музыки, проявляющая себя то в бурном драматизме, то в грандиозном эпическом размахе, то в проникновеннейшей лирике. Однако именно эти качества искусства Бетховена восхищали музыкантов, принадлежавших к новому художественному направлению романтизму, зародившемуся примерно во втором десятилетии XIX века и господствовавшему почти до самого его конца. (О нем мы расскажем в третьей главе книги.) Трудно назвать композитора XIX века, который так или иначе не соприкасался бы с Бетховеном, не испытывал бы его воздействия. Но хотя возникновение и первый расцвет романтизма приходится на вторую половину творческого пути Бетховена и связь композитора с этим направлением бесспорна, его искусство по своим главным очертаниям не совпадает с ним. Однако оно не укладывается и в рамки классицизма при всей несомненной связи и преемственности с ним. Ибо Бетховен, как мало кто другой, неповторим и индивидуален. И кроме того, удивительно многогранен. На протяжении всего творческого пути он непрерывно расширял диапазон образов и выразительных средств. Иногда даже в один год он создавал сочинения, совершенно не похожие одно на другое. Чтобы получить полное впечатление о его творчестве, надо проанализировать широчайший круг его произведений. Но это практически невозможно в одной книге. И потому мы расскажем лишь о тех, которые чаще включаются в концертные программы, радиопередачи.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"