Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Основой творчества Бетховена обычно считают его фортепианную музыку. Действительно, композитор с детства овладевал искусством игры на фортепиано, и естественно, что среди его ранних, созданных еще в родном городе сочинений преобладали те, что были написаны для солирующего фортепиано или для ансамблей с его участием. Некоторые из них и по сей день входят в репертуар юных музыкантов. Уже в Бонне Бетховен добился выдающихся успехов как пианиствиртуоз, не только с блеском и необычайной выразительностью интерпретировавший свои и чужие произведения, но и свободно, с неистребимой изобретательностью импровизировавший на любую тему. Пианистическое искусство помогло Бетховену быстро завоевать положение в Вене, куда он навсегда переехал в 1792 году. А ведь Вена притягивала к себе огромную армию талантливых исполнителей. Тем не менее, даже на таком блестящем фоне Бетховену удается выделиться и привлечь к себе общественное внимание. Причиной тому были не только выдающийся талант и мастерство молодого музыканта, но и новизна его вдохновенного, необычайно энергичного стиля, далекого от господствовавшей в те времена галантной, изящной манеры исполнения, рожденной клавесинной музыкой XVIII столетия. В концертных выступлениях Бетховена очень быстро обнаружила себя его могучая, исполинская натура, громадная эмоциональная сила выражения. То был стиль уже не камерного салона, а большой концертной эстрады, где музыкант мог раскрывать не одни лишь утонченнолирические или грациозножанровые, но и монументальные, героические образы, к которым он столь страстно тяготел. А вскоре все это отчетливо проявилось и в его композициях. Причем индивидуальность Бетховена, новизна его уникального дарования раньше всего раскрылась именно в фортепианныхсочинениях. Видимо, совершенное владение инструментом создавало особенно широкие возможности для творческих поисков и дерзаний, облегчало их. Не случайно именно в произведениях для фортепиано Бетховен часто открывал дорогу тому новому, неизведанному, что потом получало воплощение в симфониях, квартетах, увертюрах и других произведениях. Трагедия, поразившая Бетховена, его глухота заставила музыканта отказаться от карьеры концертирующего пианиста. Но поток его сочинений для этого любимого, близкого ему инструмента еще долго не иссякал. В них композитор изливал волновавшие его мысли и чувства с особой непосредственностью и полнотой, в них раньше всего обнаруживались его художественные устремления. Именно в них впервые появились новые интонации и ритмы, новые тембровые эффекты и фактурные находки, новая трактовка традиционных форм. Обширнейшее фортепианное наследие Бетховена богато разными жанрами. Но среди багателей, танцев, рондо, пьес, многочисленнейших вариаций высятся, словно горная гряда, его тридцать две сонаты. Композитор создавал их в разные периоды своей жизни, и потому именно они полнее и рельефнее всего отразили его творческую эволюцию. Уже в так называемый первый венский период (17921802) было издано семнадцать фортепианных сонат, и среди них «Патетическая» и «Лунная», принадлежащие к самым известным и часто исполняемым произведениям композитора. Название «Патетическая» дал своей восьмой, написанной в до миноре сонате сам Бетховен, очень точно определив основной тон, господствующий в музыке этого произведения. В нем с бурной силой прорывается пафос молодого Бетховена, любимые им героикотрагические образы получают здесь исключительно совершенное воплощение. Неудивительно, что это сочинение произвело сильнейшее впечатление на современников композитора: ведь в нем ему удалось добиться необычайно рельефного, поистине театрального воплощения своего художественного замысла. Часто восьмая соната вызывала ассоциации с исполненными патетического трагизма пьесами Шиллера.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"