Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Главенствующее значение приобретает в «Патетической» первая часть, концентрирующая в себе основное содержание всего трехчастного цикла. Ее отличает исключительная острота открытых контрастных противопоставлений между разными темами и одновременно их интонационное родство, придающее внутреннее единство всей части и, более того, всей сонате. Мрачной строгостью дышит вступление, пронизанное напряженными, пунктирными ритмами. Уже сама эта тема являет собой драматический диалог суровых, повелительных и скорбных, молящих интонаций. Чем дальше, тем острее становится столкновение мягких, лирических и неприступногрозных, величественных фраз. Многое сближает это трагическое речитативное вступление и всю сонату с операми Глюка, на которого, несомненно, опирался Бетховен, создавая свою остроконфликтную инструментальную драматургию. Резкий контраст вносит стремительное Аллегро, полное огромного волевого напора. В мятежной, страстной теме главной партии утверждается музыкальный язык, свободный от чувствительной изысканности и украшений. Побочная партия мягкая, лирическискорбная, вносит новый контраст. Однако в ней сохраняется взволнованный эмоциональный тонус, присущий теме главной партии. И так же, как вступление, она внутренне диалогична, что усиливается постоянными перекличками нижнего и верхнего регистров. Вообще, несмотря на остроту контрастов, все три темы вступления, главной и побочной партий связаны между собой родственными мотивами, которые нетрудно обнаружить, если внимательно вслушаться в их звучание; к тому же все они написаны в миноре. В самом конце первой части Бетховен снова проводит целеустремленную, драматическую тему главной партии, словно показывая, что напряженный диалог, столкновение образов еще ждет своего продолжения. Но вторая медленная мажорная часть переносит слушателя в мир спокойной, ясной лирики. Задушевная и одновременно возвышенная тема, с которой начинается певучее Адажио, отмечена удивительным благородством и красотой. Своим широким, свободным дыханием, простотой и строгостью изложения Адажио из этого сравнительно раннего произведения предвосхищает медленные части из сонат и симфоний, которые Бетховен будет создавать в расцвете творческих сил. Сосредоточенному, светлому Адажио противостоит порывистый, взволнованный финал сонаты, воскрешающий и мятежный, патетический дух первой части, и интонационный строй ее тем, и ее тональность до минор. И все же, несмотря на стремительное движение, на волевые интонации и ритмы, финал, с его песеннозакругленной основной темой, звучит не так тревожно и напряженно, как первая часть. Его энергичная, мужественная кода может быть воспринята как разрешение конфликта, заявленного в начале сонаты. К оригинальнейшим произведениям Бетховена принадлежит его «Лунная» соната (№ 14, додиез минор). Название «Лунная» ей дал современник Бетховена поэт Л.Рельштаб (имя которого мы еще будем упоминать в связи с творчеством Франца Шуберта). Сам же Бетховен предпослал ей ремарку «соната как бы фантазия». «Лунная» соната была написана в 1801 году в то время, когда Бетховен искал пути обновления традиционного сонатного цикла. Необычным в ней является отказ от сонатного аллегро в первой части, написанной в темпе адажио, в свободной форме, в прелюдийноимпровизационной манере. Сложен, неоднозначен мир этой части. Сосредоточенно-лирическое настроение окрашивается здесь то в созерцательные, то в сумрачные тона. Скорбнопатетическая мелодия с острым пунктирным ритмом и напряженными секундовыми интонациями возникает на фоне размеренных, однообразных фигурации в среднем голосе и медленных, напоминающих органную педаль ходов в басу.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"