Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Если в первой части «Патетической» сонаты господствовала драматургия диалогических контрастов, то в первой части «Лунной» находит последовательное воплощение монологический принцип изложения. Однако этот монологразмышление, монолограздумье отмечен редким богатством внутреннего содержания. Исключительную выразительность приобретают «говорящие» интонации в мелодии; напряжение исходит от арпеджированного триольного движения в сопровождении. Многогранны и емки жанровые связи этой музыки. Она напоминает и импровизационные фантазии, и возвышенный хорал, и траурный марш. Нити от нее тянутся и к трагическим прелюдиям из «Хорошо темперированного клавира» Баха, и к мечтательным, проникновенным ноктюрнам, которые появятся у композиторов-романтиков. По-видимому, эта соната запечатлела настроения трагического одиночества, владевшие Бетховеном в пору крушения его любви к Джульетте Гвиччарди. Нередко с ее образом связывают вторую часть сонаты Ребемольмажорное аллегретто. Небольшое, полное мягких контрастов, грациозных мотивов, игры света и тени, оно резко отличается и от первой части, и от финала. Финал «Лунной», написанный в полнокровной сонатной форме, составляет центр тяжести произведения. В стремительном вихре страстных порывов проносятся грозные, жалобные, печальные темы, открывая неисчерпаемый мир взволнованной, потрясенной человеческой души. Казалось бы, ничто не связывает этот бурный, смятенный финал со сдержанной, словно застывшей первой частью. И однако лежащее в основе его главной партии арпеджио по звукам додиезминорного трезвучия заставляет вспомнить о фигурациях из первой части. Но здесь на основе того же интонационного материала возникает неукротимая, словно вздымающаяся ввысь тема с резкими, акцентированными аккордами в конце каждой фразы. Драматизмом отмечены все темы финала и патетическая, декламационная побочная, и напоминающая, по словам Ромена Роллана, поток града заключительная. Новая волна бурного нарастания возникает в разработке, затем еще раз в репризе и достигает своего апогея в огромной коде, напоминающей импровизационную драматическую фантазию. Лишь в самом конце величавые, сдержанные аккорды останавливают разбушевавшуюся стихию скорби и отчаяния. Финал «Лунной» сонаты предвосхищает «Аппассионату» одну из вершин в творчестве Бетховена. «Аппассионата» соната № 23, фа минор написана в 1805 году, в центральный период творчества Бетховена (18031812). Примерно в то же время создавались его Третья и Пятая симфонии, опера «Фиделио» сочинения, близкие ей по духу, по музыкальному языку. Особенно тесно «Аппассионата» соприкасается с Пятой симфонией. Их роднят героические образы, получившие претворение в темах, отмеченных воздействием музыки французской революции. Название произведения принадлежит не автору, оно придумано гамбургским издателем Кранцем, причем настолько удачно, что сохраняется и поныне. Ромен Роллан недаром сказал об «Аппассионате» «пламенный поток в гранитном русле». Бушующая стихия чувств, исполненных огромной, поистине титанической силы, воплощена здесь в классически стройных, совершенных формах. Все это в полной мере проявилось уже в первой части, ошеломляющей и своим драматическим размахом, и строжайшей логикой изложения. Сонатное аллегро открывается сразу главной партией, в которой концентрируются важнейшие мотивы всех тем экспозиции, объединяющиеся в мрачнотрагический образ.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"