Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Величавая, мужественная мажорная тема побочной партии вырастает из главной по принципу «производного контраста». Как и в начале главной партии, мелодия в побочной движется по звукам тонического аккорда, но в другом направлении и, главное, в ином мажорном ладу. В результате противопоставление тем получается очень яркое, ибо побочная партия воспринимается как торжественный, светлый гимн недаром Ромену Роллану послышались здесь звенящие «фанфары "Марсельезы"». Но внезапно драматический взрыв прерывает широкое, «полноводное» течение темы. Он знаменует собой начало бурной, тревожной минорной заключительной партии, в которую вторгается грозный, «стучащий» мотив «судьбы». «Аппассионата» богата оркестровыми эффектами, в ее звучании, как никогда прежде в фортепианной литературе, сильно ощущается влияние симфонического письма. Резкие контрасты динамики и регистров напоминают противопоставление солирующих групп и всего оркестра в симфонических произведениях. Но еще важнее небывалая для фортепианного произведения насыщенность безостановочного, поистине симфонического развития, сметающего на своем пути внутренние границы между разделами формы. Бетховен отказывается здесь от традиционного для сонатной формы повторения экспозиции. Разработка разрастается до гигантских размеров и без всякой цезуры переходит в репризу. А следующая после нее кода превращается в настоящую вторую разработку, где достигается кульминация всей части. Неистовство страстей в Аллегро словно диктует необходимость разрядки. Ее вносит вторая часть «Аппассионаты» лирическое Анданте, написанное в форме вариаций на вдохновенную, возвышенную тему. Строгая маршевая поступь, хоровой склад придают ей черты гимна. Но сосредоточенное, неспешное течение этих вариаций прерывается вторжением резких, диссонирующих аккордов, звучащих словно отчаянные возгласы. Так начинается финал всего цикла, который может восприниматься как буря, как картина разбушевавшейся стихии. И лишь в коде среди стремительного вихревого движения возникает могучая тема богатырского «пляса», с четким, маршевым ритмом, с плотной аккордовой фактурой. Здесь слышится героический порыв масс; кажется, будто музыка вбирает в себя всю силу и мощь накопленного напряжения. Утверждение этого богатырского образа и становится итогом «Аппассионаты», явившейся кульминацией развития жанра бетховенской фортепианной сонаты в центральный период творчества композитора. Сонаты, возникшие после нее, обозначили перелом, знаменующий поворот к новому позднему стилю Бетховена, во многих отношениях предвосхищающему сочинения композиторов-романтиков. Вообще же, наряду с героикотрагическими среди сонат Бетховена есть и такие, в которых раскрываются различные лирические образы пасторальные, жанровые, философские. Богатством содержания отличается и симфоническая музыка композитора его симфонии, увертюры.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"