Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Бетховен создал всего девять симфоний. Но ни одна из них не похожа на другую, и каждая вписала новую главу в его творчество. Примечательно, что до тридцати лет он вообще не писал симфоний, приступив к их созданию лишь в 1800 году, будучи автором уже многих произведений. Подлинный расцвет его новаторского дара связывают с Третьей симфонией, над которой он работал уже в центральный период творчества. Появлению замысла этого сочинения предшествовали трагические события в жизни композитора. На Бетховена обрушилось страшное несчастье наступление глухоты. Первое время он скрывал свою болезнь от окружающих, избегал общества, пытался лечиться. По совету врачей уехал в Гейлигенштадт уединенное место недалеко от Вены, чтобы пройти там курс лечения. Но поняв, что надежды на выздоровление нет, погрузился в пучину отчаяния, мысли о смерти не покидали его. В октябре 1802 года Бетховен написал завещание своим братьям, получившее название Гейлигенштадтского. Безмерные страдания великого музыканта раскрыты в нем с потрясающей драматической силой. Однако именно в тот страшный для художника момент, когда безысходное настроение, казалось бы, окончательно овладело им, родилась идея Третьей симфонии и начался душевный перелом, обозначивший возвращение композитора к жизни и творчеству. Произведение это отразило увлечение молодого Бетховена идеалами Французской революции и Наполеоном, который олицетворял в его сознании образ истинного народного героя. Недаром композитор использовал в финале симфонии тему из своего балета «Творения Прометея» : ведь персонаж знаменитого античного мифа Прометей тоже был его любимейшим героем. Закончив симфонию в 1804 году, Бетховен назвал ее «Буонапарте». Но вскоре в Вену пришла весть о том, что Наполеон изменил делу революции и провозгласил себя императором. Узнав об этом, композитор, как рассказывает его ученик Фердинанд Рис, пришел в ярость и воскликнул: «Этот тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!» Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол. Впоследствии композитор дал симфонии новое название «Героическая». С Третьей симфонии началась как бы новая эра в истории мирового симфонизма. Немецкий исследователь Пауль Беккер пишет, что в этом произведении «силу воли, величие смерти, творческую мощь он (Бетховен. Е.Г.) соединяет воедино и из этого творит свою поэму о всем великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку». Уже в период работы над «Героической» Бетховен набрасывает эскизы Пятой симфонии. Но только несколько лет спустя, в 1808 году, создав многие крупнейшие и известнейшие свои творения фортепианные сонаты 21 («Аврора») и 23 («Аппассионата»), Четвертый и Пятый концерты для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, Четвертую симфонию, оперу «Фиделио» и множество других сочинений, Бетховен завершает Пятую симфонию. В ней он по-новому преломляет центральную в его творчестве тему героической борьбы, приводящей к победе. «Через мрак к свету» так очень точно определил эту концепцию русский композитор и критик А.Н. Серов. Композитор не давал этой симфонии названия или тем более программы. Но особая выразительность тем, рельефность их развития и взаимодействия во все времена побуждали слушателей к словесному определению художественного замысла этого произведения. Чаще всего его называют «оптимистической трагедией» и связывают со словами Бетховена, сказанными им в письме к другу Ф.Вегелеру о самом себе: «Не надо покоя! Иного покоя, кроме сна, я не признаю. Нет, этого я не потерплю. Я схвачу судьбу за глотку. Совсем согнуть меня ей не удастся. О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!»



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"