НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
ТУЛЬСКИЕ НОВОСТИ
Именно идея борьбы с судьбой, с роком вот то, что появилось в Пятой симфонии по сравнению с Третьей и определило и ее содержание, и форму. После грандиозной, монументальной эпопеи Бетховен создает лаконичную драму, основанную на предельно сконцентрированном, целеустремленном и пронизанном редким единством развитии. Недаром если Третья симфония порой вызывала ассоциации с «Илиадой» Гомера, то Пятую нередко сравнивали с классицистской трагедией и с операми Глюка.
Но при всей правомерности таких параллелей нельзя не заметить и того нового, что вносит именно Бетховен. Слушая музыку Пятой симфонии, мы всегда ощущаем ее насыщенность действием. Победа дается герою не как дар богов, а как результат напряженной, последовательной борьбы. Четыре части симфонии воспринимаются как четыре акта трагедии. Они связаны между собой не только ходом драматического развития, но и лейтмотивом, с которого начинается произведение и о котором сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Тема эта потрясает своей исключительной краткостью и вместе с тем исключительной выразительностью.
Из грозных, повелительных «ударов судьбы», открывающих сонатное аллегро, рождается тревожная, взволнованная главная партия. Тема побочной партии напевная, нежная, но она выросла из того же «мотива судьбы», и его лейтритм сразу появляется в сопровождении, драматизируя развитие в побочной партии, словно подхлестывая его изнутри. В результате очень быстро достигается кульминация экспозиции, которая совпадает с началом героической, мужественной заключительной партии. В конце ее вновь утверждается лейтмотив, преображенный в мажорную фанфару.
В разработке развитие направлено в сторону обострения борьбы контрастных образов, причем Бетховен мастерски преобразует один и тот же лейтмотив, придавая ему то суровое, повелительное, то скорбное, трагическое звучание. Громадную роль при этом играет имитация главного мотива в различных группах оркестра, которые противопоставляются друг другу и оркестровому тутти.
Трагическинапряженная кульминация разработки, как и в «Аппассионате», становится началом репризы. Важнейшим ее нововведением по сравнению с экспозицией является лирический, горестный речитатив солирующего гобоя, который воспринимается словно скорбный человеческий голос.
А затем возобновляется стремительное, взволнованное движение темы главной партии, еще светлее звучит побочная и еще мужественнее заключительная. Здесь-то и начинается решающий этап развития кода. Не смолкает ритмическая дробь всего оркестра, бесконечны преобразования лейтмотива, который в последнем разделе коды превращается в новую суровую, маршеобразную тему. Острейший конфликт, обозначенный в первой части симфонии, не находит в ней своего разрешения.
Рекомендуем: |
|
|
|