Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Если в Третьей симфонии вторая, медленная часть предстает в виде Траурного марша, то в Пятой это лирическое Анданте, постепенно окрашивающееся в торжественные, героические тона. В этой лирической части появляются ростки финала. Предвестником его становится вторая, Домажорная тема. Возникающие здесь отголоски «мотива судьбы» отступают на второй план перед этой светлой, радостной темой, объединяющей в себе черты гимна и марша. Но на пути к торжествующему финалу стоит еще третья часть мрачное, драматическое Аллегро. Бетховен отказывается в Пятой симфонии от традиционного для третьих частей симфоний менуэта или скерцо. Ведь скерцо в переводе на русский язык означает «шутка», а музыка здесь тревожна и насыщена конфликтными противопоставлениями полярных по своему значению образов. Уже в самом начале в ответ на взволнованноскорбную тему струнных звучит властный, повелительный марш, в стучащем ритме которого мгновенно обнаруживает себя «мотив судьбы». И начинается драматическое, истинно бетховенское развитие этих тем. Перелом наступает лишь в средней части трио, где виолончели и контрабас исполняют грубоватую, тяжеловесную и вместе с тем подвижную танцевальную тему, вызывающую ассоциации с жизнерадостным народным танцем или хороводом, который постепенно становится все более многолюдным и обретает богатырский размах. После трио, с его ярким народным колоритом, мощным звучанием и тональностью До мажор, возврат к прошлому невозможен, и реприза доминорного Аллегро проносится, словно далекое воспоминание, в прозрачной оркестровке и тишайшей звучности (пианиссимо). А кода, основанная на гигантском оркестровом нарастании, превращается в переход к Домажорному финалу, который начинается без перерыва. Итак, долгожданное торжество, свет, победа наконец достигнуты. Как же «оформляет» Бетховен этот грандиозный апофеоз? Финал, в отличие от предыдущих частей, лишен контрастов (лишь один раз, как мимолетное воспоминание, возникает в нем мотив судьбы и тут же исчезает). Все темы финала близки друг другу, ибо всем им присущ монументальный героический характер, все они впитали черты массовых жанров марша, гимна, танца. Классическую сонатную форму Бетховен насыщает здесь тематизмом, связь которого с музыкой французской революции ее общим стилем и конкретными образами становится несомненной. Композитор преобразует и классический состав оркестра, впервые вводя в партитуру симфонии три тромбона, контрфагот и флейту пикколо. А ведь именно духовые инструменты играли колоссальную роль во время революционных празднеств, устраивавшихся под открытым небом на огромных площадях. Усилив духовую группу, Бетховен достигает массивного, блестящего, приподнятого звучания, особенно в динамичной, стремительной коде, выражающей победное ликование охваченных героическим порывом масс. Но пока еще композитор ограничивается чисто инструментальным решением жанра, не вводя в симфонию хора. К использованию поэтического слова и вокальных голосов он придет лишь в своей последней, Девятой симфонии, которой было суждено стать одним из шедевров мировой музыкальной культуры. В этом едва ли не самом гениальном своем творении Бетховен вновь обратился к теме героической борьбы и раскрыл ее в симфоническом развитии, отмеченном небывалой даже для него самого сложностью и внутренним напряжением. По грандиозности художественного замысла, по мощнейшей динамике музыкальных образов, их столкновений и взаимодействия Девятая симфония превосходит все сочинения, созданные Бетховеном до нее. Недаром Серов писал, что «к этому «девятому валу» клонилась вся великая деятельность гениального симфониста». Но главное, что отличает симфонию и выдвигает ее в ряд крупнейших достижений музыкального искусства, величие и красота духовных прозрений композитора, запечатленных им с потрясающей силой и глубиной.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"