Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Возвышенная этическая идея произведения обращение ко всему человечеству с призывом к дружбе, к братскому единению миллионов получает воплощение в финале, который становится здесь не просто итоговой кульминацией, но превращается в образносмысловой центр симфонии. Именно в нем Бетховен впервые вводит хор и певцовсолистов и на основе гениальной по простоте и совершенству песенногимнической мелодии строит грандиозную вокальноинструментальную фреску. Это открытие Бетховена не раз использовали композиторы ХІХХХ веков, огромную роль оно сыграло для творчества Берлиоза, Малера, Шостаковича. Уже в молодости Бетховена захватили идеи свободы, братства, счастья человечества, выраженные в оде Шиллера «К радости». Строфы из нее он использовал и в финале оперы «Фиделио», и в набросках увертюры с хором, задуманной еще в 1812 году, за двенадцать лет до создания Девятой симфонии. И вот в ее финале звучат замечательные слова этой оды: Люди братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Девятая симфония обобщает и синтезирует качества не только героических симфоний Бетховена Третьей, Пятой, но и тех, что образуют иную ветвь в его наследии. Речь идет о Четвертой, Шестой, Седьмой и Восьмой симфониях, в которых основополагающее значение приобрели образы народной жизни, природы, светлые, лирические переживания человека, его радостные чувства. Особое место занимает Шестая симфония, ибо это единственная симфония, которой Бетховен дал пространное общее название и озаглавил каждую часть: «Пасторальная симфония, или Воспоминания о сельской жизни (больше выражение чувства, чем живопись)». I. «Радостные чувства по прибытии в деревню». II. «Сцена у ручья». III. «Веселое сборище поселян». IV. «Гром, гроза». V. «Пастушья песнь. Благодарственная песнь божеству после грозы». Несомненно, эта симфония вызывает в памяти «Времена года» Гайдна, но в ней уже нет свойственного оратории налета патриархальности и наивной изобразительности: ведь сам Бетховен в подзаголовке к названию подчеркнул «больше выражение чувства, чем живопись». Многое роднит Бетховена с Руссо, воспевавшим поэзию простой жизни в общении с чистыми душой поселянами. Но важнее для Бетховена были его собственные глубокие восторженные чувства, которые всегда пробуждала в нем природа, ибо в ней он находил выражение всеобъемлющего, животворящего духа, источник радости и вдохновения. Конечно, в «Пасторальной» симфонии, с ее совершенно иным в сравнении с Третьей или Пятой кругом образов, Бетховен создает совершенно иной тип композиции и драматургии. Здесь пять частей, состоящих в основном из протяженных, закругленных разделов, с неторопливым, плавным музыкальным развитием, по ходу которого сопоставляются большие, завершенные картины. Музыкальные темы в Шестой симфонии близки народным, они впитали интонации немецких, австрийских лирических песен, бытовых танцев. Не отказывается здесь Бетховен и от народножанровых сцен, и от звукоизобразительных приемов, достигая замечательного слияния выразительного и живописного начал. Однако всегда его образы овеяны поэтичностью, одухотворены и искренним лирическим чувством, и углубленной философской мыслью.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"