НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
Проект «История музыки»
Романтизм направление в художественной культуре, которое на рубеже Х?ІІІХІХ веков постепенно пришло на смену классицизму.
Уже в конце XVIII века романтическим было принято называть все фантастическое или вообще необыкновенное (то, что происходит «как в романах»). Поэтому и новая литература, резко отличающаяся от предшествующей ей классицистской и просветительской, также была названа романтической, а роман был признан ее основным жанром.
Зарождение романтизма совпало с наступлением новой эпохи в истории европейского континента, отмеченной крушением идеалов Великой французской революции.
В Париж возвращаются Бурбоны, и в Европе начинается период сильнейшей реакции. Монархи объединяются в так называемый Священный союз. Важнейшим событием в его истории становится Венский конгресс, который, по хрестоматийно известному выражению Пушкина, обрек человечество на «законов гибельный позор, неволи немощные слезы». Не случайно властители Европы встречаются именно в столице Австрии: ведь главным «действующим лицом» реакционной политики становится австрийский канцлер Меттерних.
И начинается террор расстреливают или ссылают на каторгу и бывших якобинцев, и бывших наполеоновских маршалов и генералов. Опять восстанавливаются «границы» между сословиями и воздвигаются преграды перед народом и мелкой буржуазией. Закрываются многие университеты, зато открываются тюрьмы и наполняются теми, кто неугоден новой власти, кто осмеливается вслух повторить призывы к свободе, равенству и братству.
В среде передовых людей воцаряется мрачный пессимизм. Разочарованность овладела молодежью нового времени. Исчезла надежда на торжество разума и справедливости. Чувство беспомощности перед насилием, упадок интереса к героическому в жизни и в искусстве, уход от общественной деятельности вот что было свойственно людям тех лет.
Социальные и психологические явления, типичные для послереволюционной эпохи, с огромной обобщающей силой запечатлены в «Исповеди сына века» Альфреда де Мюссе. Французский поэт воплотил в этом выдающемся литературном произведении романтизма типичный образ «героя XIX века».
Но, быть может, в еще большей мере властителем дум в ту пору стал английский поэт Джордж Гордон Байрон. Он создал образ одинокого человека, умного, мыслящего и не находящего себе места в жизни. Смятение и тоска гонят его из одной страны в другую, и всюду среди безмятежных, светлых картин природы он видит человеческое коварство и жестокость, насилие и обман. А потому он жаждет смерти и встречает ее совершенно спокойно, без тени сожаления.
Рекомендуем: |
|
|
|