Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Среди великих композиторов мира имя Франца Шуберта гениального австрийского музыканта, жившего в первой половине XIX века, пользуется популярностью особого рода. Музыка его, такая близкая и понятная, всегда находит доступ к сердцу слушателя. Песни и инструментальные произведения Шуберта прекрасно звучат не только в концертном зале, но и в домашней обстановке. И это одна из причин широчайшего распространения его творчества. Сочинения композитора входят в репертуар многих исполнителей, в том числе и самых прославленных. Между тем вряд ли можно обрисовать судьбу более скромную и безотрадную, чем та, которая выпала на долю Шуберта. Как бы ни была тяжела судьба его предшественников венских классиков, она все же была к ним благосклонней. За время своей короткой жизни Шуберту не пришлось вкусить даже той недолгой славы, которая осветила зрелые годы Гайдна и детство Моцарта, не пришлось испытать упоения борьбой и победой, которые выпали на долю Бетховена, гордо пославшего вызов аристократическому обществу. Младший современник Бетховена (Шуберт родился в 1797 и умер в 1828 году), много лет живший с ним в одном городе Вене, Шуберт, тем не менее, сформировался в совершенно иную эпоху. Напомним: на рубеже веков уже отзвучали пламенные речи революции и Европа вступила в тягостную полосу Реставрации. Правительства разных стран, едва оправившись от потрясений, вызванных французскими событиями, лихорадочно старались загнать своих подданных в прежнее ярмо. Действовали они «и таской, и лаской» : аресты и репрессии прикрывались заботой о благополучии бюргеров. После знаменитого Венского конгресса волна развлечений словно захлестнула Европу. Жажда наслаждений охватила все слои общества. Она поддерживалась сверху важно было не дать народу опомниться, понять, что происходит за нарядной оболочкой жизни. И чем сложнее складывалась в стране политическая обстановка, тем резче сказывались в ее быту подобные противоречия. Одной из таких стран была Австрия большая многонациональная держава, где постоянно назревала опасность бунта: ведь насильственно присоединенные Габсбургами Венгрия, Чехия, Словакия, Италия оставались незатухающими очагами народных восстаний. Нигде, казалось, не веселились в ту пору так непринужденно, как в Вене. Но именно в Австрии всесильный канцлер Меттерних жестоко искоренял не только остатки революционных свобод, но и либеральные заблуждения предшествующих монархов. В литературе и театре свирепствовала цензура, из университета изгонялись все прогрессивные профессора, а за студенчеством устанавливался надзор. В одной из таких закрытых школ императорском придворном Конвикте прошли детские и юношеские годы Шуберта. Конвикт, общеобразовательное учебное заведение, являлось одновременно и школой придворных певчих, где большое внимание уделялось музыкальному воспитанию. Порядки в Конвикте были очень строгие, и всякий интерес к общественной деятельности подавлялся. Тем не менее, когда в 1809 году наполеоновские войска во второй раз захватили Вену (в первый раз это произошло в 1805 году), двенадцатилетний Шуберт и его товарищи по Конвикту были настолько охвачены патриотическим порывом, что нарушили запрет школьного директора и записались в народный студенческий легион. С тех пор Шуберт по своим дружеским привязанностям, мироощущению, симпатиям навсегда связал себя с австрийскими национально-демократическими кругами и стал их ярчайшим художественным представителем. Как никто другой из его предшественников-композиторов, он был равно далек и от церковной, и от придворносветской культуры. Конечно, в первую очередь это было обусловлено индивидуальностью, складом личности, чисто человеческими чертами музыканта. Но проявить себя, найти свой путь в искусстве ему в немалой степени помогло то обстоятельство, что как раз в ту пору в Вене утверждалась новая городская культура. Она была весьма неоднородна. «На поверхности» царило искусство легкое и бездумное. В венских кафе и кабачках, на улицах и в парках (особенно любим был и поныне популярный Пратер), в танцевальных залах звучали вальсы Штраусаотца и Ланнера, сопровождавшие народные гулянья. Культивировались развлечения, отвлекавшие от серьезных мыслей. Расцветала эстрада, отнюдь не блиставшая высоким вкусом. Ставились итальянские и французские оперы, доставлявшие удовольствие светской публике.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"