НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
Проект «История музыки»
Известно, что, помимо случайных ежедневных встреч, прогулок, вечеринок, друзья регулярно собирались четыре раза в неделю, из которых три встречи были посвящены чтению и беседам, а четвертая музыке Шуберта. Вот для этого-то круга слушателей он и писал свои сочинения.
Хотя Шуберт прожил исключительно короткую жизнь всего 31 год, он создал огромное множество различных произведений. Однако, без сомнения, наиболее важной и самобытной частью его наследия являются песни. (Забегая вперед, скажем, что перенесение «центра тяжести» именно на песню и фортепианную миниатюру типичная черта музыкального романтизма.)
Герой песен Шуберта часто похож на него самого внешне скромный, застенчивый, ничем не примечательный, но наделенный богатым внутренним миром, сердечный, искренний. Шуберт умел увидеть и передать в своих произведениях поэзию и красоту повседневной жизни, того, что ежечасно окружает человека, не привлекая внимания поверхностного или бездушного наблюдателя.
Лирический настрой, тонкость и многообразие запечатленных в музыке чувств вот что отличает песни Шуберта. В них звучит радость первой любви и горечь измены, раскрываются восторженные надежды и тяжелые разочарования, ибо радужные юношеские мечты обычно разбиваются при соприкосновении с безжалостной прозой жизни. Общительность, доверчивость, душевная незащищенность придают сочинениям композитора редкое обаяние.
И наверное, это естественно, что новый строй чувств, романтический склад души самого Шуберта и его героя лучше и полнее всего смог быть выражен именно в песне. Конечно, он был отнюдь не первым композитором, писавшим песни.
Но только он первый возвысил песню до уровня других жанров. Мало того, он превратил песню в основу всего своего творчества. Песенные темы проникают в его фортепианные миниатюры и сонаты, симфонии и камерные ансамбли. В этом заключается одна из главных особенностей искусства Шуберта.
Постоянно создавая песни, Шуберт, естественно, непрестанно искал поэтические источники. Он обращался к стихам разных поэтов, и знаменитых Гёте, Шиллера, Гейне, и не слишком известных Мюллера, Рельштаба, Побера, Крайгера, Майергофера. Всего важнее для композитора были не художественные достоинства текста, а близость избранного поэтического произведения его собственному настроению, владевшему им в данный момент чувству. Ибо песни Шуберта были его лирической исповедью, его дневником, «звучащей автобиографией». Он начал писать их в ранней юности и писал до последних дней жизни, содав более 600. Среди них есть отдельные произведения и два цикла «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». И есть еще сборник, который друзья уже после смерти композитора, объединив его песни на тексты Гейне и Рельштаба (и одну на стихи Зайдля), издали под названием «Лебединая песнь».
Самые существенные черты песенного стиля Шуберта впервые обнаружили себя в его ранних произведениях в песне «Маргарита за прялкой» и балладе «Лесной царь».
Рекомендуем: |
|
|
|