Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

«Маргарита за прялкой» на стихи Гёте написана под влиянием пылкого, радостного чувства, которое Шуберт испытывал к Терезе Гроб, девушке очень музыкальной, обладавшей чудесным голосом. Хотя эта ставшая знаменитой песня и не имеет официального посвящения, но предназначалась она именно Терезе. «Маргарита за прялкой» исповедь чистой, наивной девичьей души, озаренной чувством первой любви. Маргарита не смеет верить в свое счастье, ее чувство таит в себе столько сомнений, тревог, что песня звучит поначалу совсем нерадостно. Наедине с собой, со своим другом прялкой, под ее неумолчный говор девушка тихонько напевает: «Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя мне, бедной, нет!» Покой унес любимый, и без него все так пусто, уныло кругом. Монотонный мотив вступления имитирует жужжание прялки. Подготавливая появление вокальной мелодии, фортепианное вступление создает и основное поэтическое настроение песни настроение печали и затаенной надежды. Мелодия песни задушевна, выразительна и вместе с тем проста. Несложен и аккомпанемент. Казалось бы, главное в нем подражание жужжанию прялки. Но звукоизобразительность у Шуберта не самоцель, а средство, с помощью которого он глубже, достовернее передает психологическое состояние, выраженное в мелодии. Обратившись к куплетной форме едва ли не самой элементарной среди всех музыкальных форм, Шуберт насыщает ее внутренним развитием, отражающим всю гамму чувств, владеющих Маргаритой, это тоска, горечь, надежда, страстное волнение и вновь безысходная печаль. Особенно выделяется второй куплет. Мелодия здесь постепенно поднимается все выше, гармония становится более напряженной. В памяти Маргариты возникает яркое воспоминание о последнем свидании, и образ возлюбленного будто оживает перед ней. Под влиянием нахлынувших чувств Маргарита выпускает прялку из рук, и она останавливается. В этот момент единственный раз в песне прерывается однообразное движение шестнадцатых в аккомпанементе. Мелодия, вначале плавная, мягкая, становится взволнованной, достигая своей кульминации. Но вновь тревожные сомнения закрадываются в душу героини, и вновь она заводит свою печальную песню, которая к концу все больше окрашивается в меланхолические, тоскливые тона. В этом раннем сочинении Шуберта уже появилось удивительное свойство его искусства умение передать тончайшие оттенки чувства, настроения при необычайной простоте и скромности выразительных средств. Всего год спустя композитор создает произведение тоже на стихи Гёте, но совершенно иного плана свою знаменитую балладу «Лесной царь». Баллада особый вокальный жанр. Он проник в музыку из поэзии. И по содержанию, и по форме баллада отличается от песни: она часто основывается на легендах, в ней обычно ведется рассказ о фантастических событиях, причем в повествование время от времени как бы включаются реплики «действующих лиц», даже драматические диалоги, но все это исполняет один певец. Мрачно, таинственно содержание баллады Шуберта. Мчится по ночному, темному лесу всадник, прижимая к себе больного ребенка. И чудится мальчику ласковый, влекущий голос Лесного царя, зовущего его в свое волшебное царство. Мальчику страшно, он просит отца о помощи, и тот пытается успокоить ребенка. Но неотступен Лесной царь. И когда всадник достигает наконец ворот своего дома, увы, уже поздно ребенок мертв! Драматическое содержание потребовало ярких и разнообразных выразительных средств. Баллада состоит из ряда эпизодов. Сначала рассказчик описывает обстановку, затем мы словно слышим голоса отца, сына и Лесного царя. А в заключение вновь рассказчик повествует о трагической развязке событий.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"