Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Потрясающее впечатление производит уже вступление, рисующее картину бешеной скачки, сопровождаемой завываниями ветра. Тревожно пульсирующие триоли, стремительно взлетающие мотивы в басу все вызывает ощущение чего-то страшного, зловещего. И вот на таком фоне возникает вокальная партия. Певец передает то суровую речь рассказчика, то испуганную мольбу мальчика, то успокаивающие его ответы отца, то убаюкивающие, завораживающие фразы Лесного царя. Естественно, музыка все время меняется. Но все, даже контрастные эпизоды скрепляются между собой пронизывающим балладу от начала до конца триольным ритмом вступления, приобретающим, однако, разную окраску в зависимости от содержания. Максимальная выразительность при минимуме средств эта черта искусства Шуберта и здесь, как и в «Маргарите за прялкой», проявила себя в полной мере. Друг Шуберта Шпаун вспоминает, что композитор создал это прекрасное произведение словно в едином порыве, на одном дыхании. «Лесной царь» много раз с успехом исполнялся публично и при жизни композитора, а впоследствии снискал мировую славу. В наследии Шуберта центральное место занимают его песенные циклы. Первый из них «Прекрасную мельничиху» он сочинил в 1823 году. Однажды Шуберту попался на глаза поэтический цикл Мюллера «Стихи, найденные в бумагах странствующего валторниста». Эта своеобразная новелла в стихах глубоко взволновала композитора, и ему сразу захотелось положить ее на музыку. Вильгельм Мюллер современник и соотечественник Шуберта не был прославленным поэтом, но стихам его была присуща трогательная безыскусственность и музыкальность. В своем дневнике он как-то писал: «Я не умею ни играть, ни петь, но когда я сочиняю стихи, я тем не менее и пою, и играю. Если бы я умел выразить те напевы, что звучат во мне, мои стихи нравились бы больше, чем нравятся теперь. Может быть, и найдется сочувствующая душа, которая обнаружит напевы, скрытые в словах, и возвратит их мне.» Шуберт словно подслушал эти слова поэта и создал вокальный цикл, который стал замечательным примером органичного соединения поэзии и музыки. Юноша отправляется в путь бродить по свету, узнавать мир, искать себя, свое призвание и свое счастье. Как типичен для немецкого искусства этот мотив странствий! Веселой, радостной песней «В путь» открывается «Прекрасная мельничиха» Шуберта. Простая, наивная мелодия куплетной песни звучит на непрерывном фоне шестнадцатых, передающих журчание воды в ручье, вдоль которого будто бы идет молодой подмастерье. И ручей этот становится другом путника, с ним он ведет свой постоянный диалог, начинающийся уже во второй песне «Куда?». Но вот и мельница, и рядом с ней, конечно же, прекрасная мельничиха, в которую мгновенно влюбляется юноша и решает прервать свое странствие (песня «Стой!»). Надежды и сомнения одолевают молодого человека, ставшего подмастерьем у мельника, и он делится ими с ручьем. Особенно выделяется песня «Желание знать», в напевную вокальную партию которой проникают «говорящие» интонации. И вот наконец встреча с прекрасной мельничихой на берегу ручья, взволнованное признание в любви и даже слезы от полноты переполняющих юношу чувств. В песне «Дождь слез» музыка очень чутко следует за текстом, отражая все оттенки чувств героя. Самая радостная, восторженная песня «Моя», но даже в ней герой, казалось бы, уже уверенный в том, что его чувства пользуются взаимностью, все же не может избавиться от ощущения одиночества.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"