Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

КАРЛ МАРИЯ ВЕБЕР

Жизнь и творчество К.М.Вебера пришлись на трудные времена в истории его родины Германии. Уже не одно столетие она была раздроблена на множество мелких государств, каждое из которых, по едкому замечанию Генриха Гейне, можно было унести на подошве сапога. В начале XIX века карту Германии перекраивал Наполеон, натравливая одни немецкие государства на другие. Но и освобождение от его ига не принесло долгожданного объединения страны. Венский конгресс в 1815 году закрепил раздробленность Германии, утвердив создание Германского союза: в него входили империя и королевства, курфюршества и великие герцогства, княжества и вольные города.

С присущей ему горькой иронией Гейне писал:

Дремала Германия сладко. Три дюжины добрых ее королей Стояли на страже порядка. В стране настали годы мрачной реакции. Однако то время было и началом пробуждения национального самосознания немецкого народа, подъема культуры, зарождения и стремительного расцвета новых течений в литературе и музыке. Вспыхнул интерес к фольклору, проявившийся в собирании и записи народных стихов, легенд, сказок, песен, танцев. Естественно, это повлияло на профессиональное искусство, в том числе и музыкальное.

Крупнейшим завоеванием немецкого музыкального искусства в первые десятилетия XIX века стало создание немецкой романтической оперы. В Германии в ту пору, как и во времена Баха, продолжала господствовать итальянская опера. Немецкие властители по-прежнему не признавали отечественных певцов, оперных композиторов и дирижеров, тем более если те стремились к созданию Национального музыкального театра. С упорством, достойным лучшего применения, германские короли пресекали любые попытки такого рода. Первым композитором, которому удалось радикально изменить ситуацию, оказался Карл Мария Вебер. Именно ему и суждено было стать создателем немецкой романтической оперы. Сама жизнь Небера, полная лишений, неожиданных, порой весьма печальных происшествий, прошедшая в странствиях, тесном общении с друзьями, единомышленниками, в напряженных творческих исканиях, борьбе за новое, национальносамобытное искусство, жизнь, безвременно оборвавшаяся, была необычайно характерна для романтического художника. Типично романтической была и сама личность Вебера, соединявшего в себе писателя, критика, пианиста, дирижера, композитора.

Чрезвычайно интересны и статьи, рецензии, которые Вебер писал в газеты, пропагандируя новые сочинения, как это позднее делали Шуман, Лист, Берлиоз, Вагнер. Двадцать из них Вебер объединил в цикл под характерным названием «Музыкальнодраматические заметки. Попытка посредством сведений и указаний по истории искусства облегчить понимание новых опер, поставленных на сцене». Наиболее интересна статья об «Ундине» Гофмана первом опыте создания немецкой романтической оперы, сочиненной этим писателем и композитором в 1813 году.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/