Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

КАРЛ МАРИЯ ВЕБЕР, часть 2

В Вебере впервые осуществился тот синтез творца и критика, который впоследствии стал весьма характерным для композиторов-романтиков. Показательно, что в своих статьях Вебер настойчиво утверждал связь искусства с жизнью: «Человек важнее артиста»; «Искусство, это дитя человеческих отношений, может существовать только в них, ибо совершенно ясно, что ни одна картина не была бы нарисована, ни одна драма написана и ни одно музыкальное произведение сочинено, если бы не веление заложенного в людях стремления воздействовать на других».

Стремление представлять публике молодые таланты, пропагандировать все новое, прогрессивное в искусстве, защищать его от враждебной критики побудило Вебера организовать Гармонический союз и написать для него устав из двадцати одного параграфа. Это характерное для романтиков содружество, напоминающее Шубертиаду. Создание Гармонического союза было обусловлено также характерным романтическим желанием объединить деятелей различных видов искусства: музыкантов, поэтов, художников. В кружок входили близкие друзья Вебера (среди них композитор Мейербер), сам он был председателем и носил имя Мелос.

Но, конечно, главным являлось композиторское творчество Вебера, тесно связанное с его исполнительской деятельностью. Вебер блестяще играл на рояле, и естественно, что он создал немало фортепианных произведений сонат, концертов, пьес, среди которых особенно прославилось «Приглашение к танцу». То был один из первых в профессиональной музыке образцов вальса танца, которому на протяжении XIX века предстояло стать чрезвычайно популярным и завоевать любовь различных слоев населения во всем мире. Достаточно вспомнить польские вальсы Шопена, венские вальсы Шуберта и Иоганна Штрауса, «Бал» в «Фантастической» симфонии французского композитора Берлиоза и «Мефистовальс» венгерского композитора Листа, наконец, сочинения русских композиторов «Вальсфантазию» Глинки и многочисленные вальсы в симфониях, операх, балетах и других творениях Чайковского.

В 1841 году Берлиоз переложил «Приглашение к танцу» Вебера для оркестра, а в начале XX века на эту музыку знаменитый балетмейстер Михаил Фокин поставил одноактный балет «Видение розы» (для Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной). Вероятно, этому способствовало то, что, подобно многим романтическим произведениям, «Приглашение к танцу» имеет «программу» воплощенный в музыке сюжет, который Вебер рассказал одному из своих друзей.

Небольшое медленное вступление с певучей мелодией рисует, по словам Вебера, встречу на балу юноши и девушки.

Их нежная беседа передана в виде диалога басу «отвечает» верхний голос. Затем разворачивается блестящий, увлекательный, полный ликования и светлых надежд вальс. Одна мелодия сменяет другую шутливые, грациозные, воздушные, мужественные, лирические. В середине вновь возникает диалог разговор наедине, объяснение в любви. А в конце расставание: танец кончился, юноша повторяет свою первую фразу, девушка благодарит и уходит; шумный вихрь вальса сменяется тишиной.

Наряду с фортепианными в наследии Вебера есть много произведений других жанров концерты для духовых инструментов, симфонии, увертюры, скрипичные сонаты. Важное место занимают сольные вокальные и хоровые произведения. Особенно прославился сборник патриотических песен «Лира и меч» на стихи Кернера, немецкого поэта, добровольно вступившего в армию и погибшего незадолго до освобождения Германии от Наполеона. Впервые три песни из этого сборника, написанные для мужского хора, прозвучали 6 января 1815 года в Праге. Успех был грандиозным. В один день Вебер стал знаменитым, его провозгласили певцом борьбы за свободу. Но, конечно, главным в творчестве Вебера стала опера. Почти постоянно работая в оперных театрах в качестве дирижера, он не только исполнял оперы других композиторов, но и непрерывно сочинял свои собственные. Ранние оперы Вебера или не сохранились вовсе, или сохранились в отрывках. Но они в известной мере подготовили создание «Вольного стрелка», появление которого стало эпохальным событием в эволюции оперного искусства не одной только Германии, но и всей Европы.

В конце 1816 года Вебер тогда дирижер оперного театра в Праге узнал, что в Дрездене собираются основывать немецкую оперу. В начале XIX века Дрезден был большим красивым городом со знаменитой картинной галереей и театром. В музыкальном искусстве в Дрездене, как и по всей Германии, господствовали итальянцы. Дрезден даже называли «Флоренцией на Эльбе».

В годы национального подъема раздавалось все больше голосов, требовавших создания национальной немецкой оперы, но все попытки наталкивались на противодействие властей. Директор театра направил министру письмо с изложением проекта организации немецкой оперы в Дрездене, где в качестве руководителя предлагал Вебера, однако получил отказ. Тогда директор предложил Веберу место королевского капельмейстера с годовым контрактом, и, хотя тот сомневался, что за такой короткий срок сумеет сделать что-либо значительное, директор убедил его согласиться, и в январе 1817 года композитор приехал в столицу Саксонии.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/