Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

КАРЛ МАРИЯ ВЕБЕР, часть 3

Перед Вебером, твердо решившим создать немецкую оперу, стояли, казалось бы, непреодолимые препятствия. В его распоряжении не было хороших певцов он довольствовался «поющими драматическими актерами», молодыми любителями и гастролерами. Ведь итальянские певцы не хотели петь в немецких операх, да и не могли, ибо не умели произносить текст без иностранного акцента. В ужасном состоянии был хор, и Вебер срочно организовал новый хоровой коллектив, пригласив в него специального танцмейстера, который обучал хористов движению.

Планомерно, кропотливо работая с немецкой труппой, Вебер наконец смог поставить и оперы Моцарта, и даже «Фиделио» Бетховена.

Живя в Дрездене, Вебер сблизился с кружком писателей и поэтов, носившим странное наименование «Чай поэтов» (более позднее название «Песенный круг»). Центром этого кружка был Фридрих Кинд, юрист и поэт. Вместе с ним Вебер нашел сюжет для своей оперы, в основу которого легла легенда о вольном стрелке (из сборника новелл И.А.Апеля «Книга духов»). За десять дней было написано либретто. Работа же над оперой, которая получила название «Фрейшютц» («Вольный стрелок»), велась на протяжении нескольких лет с 1817 по 1820 год. То было трудное для Вебера время: болела жена, умерла его маленькая дочка. В работе он находил утешение. Как раз в эти тяжелые годы он написал в своей «Жизни музыканта» : «Бремя жизни давило меня, я бежал от него в искусство» ; «Искусство живет только в жизни, а жизнь в искусстве».

И вдруг пришло письмо директора Берлинского театра, который пожелал приурочить премьеру оперы Вебера к открытию восстановленного после пожара здания театра.

Премьера «Вольного стрелка» состоялась 18 июня 1821 года и имела колоссальный успех у сторонников национального немецкого искусства. Зал заполнили студенты, артисты, поэты, музыканты. Среди восторженных почитателей оперы оказались Гофман, Гейне, Мендельсон. Конечно, нашлись и противники, но все же популярность оперы была столь велика, что стали появляться трубки, чашки, цепочки «а ля Фрейшютц». Слава об опере распространилась по всей Европе недаром о ней упоминает Пушкин в «Евгении Онегине». Вебер прекрасно знал демократическую аудиторию. С юношеских лет работая в театре, он изучил ее вкусы и пристрастия. Вместе с тем он не подлаживался к отсталым вкусам, а проводил в жизнь новые, романтические идеалы.

Отсюда сочетание новаторства и демократичности, доступность его музыки. Значение «Вольного стрелка» сразу понял Гофман, который написал о нем: «Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы. Новое в форме и выражении, сила и смелость, даже острота в гармонии, редкое богатство фантазии, непревзойденная передача настроения, где нужно поразительная глубина, при этом все отмеченное печатью оригинальности таковы элементы, из которых Вебер соткал свое произведение».

События разворачиваются в эпоху после Тридцатилетней войны (16181648), когда на разоренной и опустошенной немецкой земле особенно распространились суеверия, вера во все таинственное, сверхъестественное. Действие происходит в Богемии. Перед трактиром крестьяне веселятся, обсуждая только что закончившиеся состязания в стрельбе. Это были предварительные состязания, а завтра должны состояться основные. По старинному обычаю только их победитель может жениться на дочери княжеского лесничего Куно Агате. Пока сегодня победил богатый крестьянин Килиан. Собравшиеся поселяне хвалят его и насмехаются над охотником Максом, проигравшим Килиану. Но Макс любит Агату, а Агата любит его, и потому он в отчаянии из-за своего поражения.

Именно в этот момент появляется Каспар вор, пьяница и шулер. Недаром Каспар пользуется дурной славой среди охотников: он и впрямь продал душу дьяволу. Стараясь оттянуть приближающийся час расплаты, Каспар хочет, чтобы вместо него в ад отправился Макс. Воспользовавшись растерянностью Макса, Каспар предлагает ему отправиться ночью в таинственное, страшное место, которое в народе именуют Волчьей долиной, и там отлить заколдованные пули, которые помогут ему победить. Охваченный сомнениями, Макс уходит. Так завершается первое действие.

Во втором акте впервые на сцене появляется невеста Макса Агата. Беседуя у себя в комнате со своей подругой Анхен, она с нетерпением ждет Макса. Тревога и мрачные предчувствия томят ее. Задумчивый, печальный, приходит Макс. Он пытается успокоить Агату, но не в силах скрыть от нее, что отправляется в Волчью долину. Напрасно Агата и Анхен пытаются отговорить Макса: решение его непоколебимо.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/