Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

КАРЛ МАРИЯ ВЕБЕР, часть 4

Финал второго действия становится центральной сценой в опере.

События разворачиваются в Волчьей долине мрачном ущелье, которое в народе считают царством злых духов. В полночь появляется «черный охотник» Самьель и предупреждает Каспара, что завтра его душа отправится в ад. Каспар же обещает вместо себя отдать душу Макса. Каспар раздувает костер, на котором он вместе с появившимся в ущелье Максом отливает волшебные пули. Итак, Макс сделал выбор, связав себя с демоническими силами.

Наступает день решающих состязаний. О том, что произойдет на них, мы узнаем в третьем действии оперы. Торжественные события разворачиваются в присутствии князя Оттокара и его придворных. Макс должен сделать последний, решающий выстрел, и князь просит его подстрелить порхающую белую голубку. Макс целится, но в этот миг из-за кустов выбегает Агата и в ужасе видит, что дуло ружья Макса направлено в нее. Раздается выстрел, Агата падает. Но внезапно появившийся отшельник, покровитель Агаты, спасает ее, и жертвой оказывается забравшийся на дерево Каспар, который с проклятиями на устах умирает. Разгневанный князь Оттокар приказывает Максу навсегда покинуть родину. Но за него вступается отшельник: ведь Максом двигала любовь к Агате, это из-за нее он согласился на предложение Каспара. И князь прощает Макса, разрешив ему через год жениться на Агате. Все присутствующие славят небеса за благополучное избавление от бед.

Либретто Кинда вызвало в свой адрес немало критических стрел и насмешек. Да и само название «Вольный стрелок» оказалось понятным лишь в Германии. Вебер чуть ли не до самой премьеры изменял название своей оперы: первоначально это был «Пробный выстрел», затем «Невеста охотника» и, наконец, «Вольный стрелок». В других странах опера шла под немецким названием «Фрейшютц» или же ей давали заголовок, разъясняющий ее содержание: в России «Волшебный стрелок», во Франции «Лесной Робин с тремя пулями» и т.д.

Но Вебера не смущали недостатки либретто, ибо оно увлекало его духом народной поэзии, картинами народного быта, обычаями и обрядами, дорогими сердцу каждого немца. Все самое сокровенное в душе композитора затрагивали излюбленные романтиками образы природы, откликающейся, словно живое существо, на переживания человека, и среди них особенно характерный для немецкого фольклора образ зеленый лес, олицетворение родной земли. Недаром о «Вольном стрелке» говорили: «Это не опера, это сама Германия!» Рихард Вагнер великий немецкий композитор, продолживший традиции Вебера, писал: «О мое чудесное немецкое отечество, как я должен тебя любить, как я должен тобой восхищаться, хотя бы за то только, что на твоей земле возник «Вольный стрелок».

Конечно, главное, что восхищает в «Вольном стрелке», это чудесная музыка Вебера, простая, искренняя, мелодичная, словно народная песня, и вместе с тем богатая многими художественными открытиями, которые затем широко использовали различные композиторы. Во многих операх, написанных после «Вольного стрелка», встречаются и красочные зарисовки образов природы, и тонкое воплощение сложных душевных переживаний героев.

Уже большая увертюра была новаторской для своего времени. Вебер построил ее в основном на мотивах, взятых из оперы, что было тогда необычным, а потом прочно вошло в практику. Чередуя их, сталкивая, композитор сумел передать не только общее настроение последующей драмы, но и показать ее основные противоборствующие силы, раскрыть главную идею победу доброго начала над злым. Открывается увертюра медленным вступлением, и уже в нем сопоставляются разные по своему значению темы. В основе первой лежит интонация вопроса, столь любимая романтиками. Она возникла потом во вступлении к «Неоконченной» симфонии Шуберта, а позже вновь стала появляться в произведениях едва ли не всех композиторов-романтиков.

Затем начинается замечательная тема, похожая на народные песни. Ее часто называют темой богемского леса, быть может, потому, что исполняют ее четыре валторны, тембр которых напоминает звучание лесных рогов. Третья же тема вносит резкий контраст это лейтмотив Самьеля, «черного охотника», символизирующего таинственные, мрачные силы. В опере у Самьеля нет вокальной партии, он охарактеризован чисто инструментальными средствами выразительности. Поэтому его лейтмотив носит инструментальный характер у низких струнных (виолончелей и контрабасов), играющих тремоло, напряженно звучит гармония уменьшенного вводного септаккорда.

Главная и связующая партии (основная часть увертюры написана в сонатной форме) связаны с тем музыкальным материалом оперы, который характеризует «силы ада». Тональность до минор, большая роль низкого регистра, синкопированный ритм, стремительное движение все придает этой теме тревожный, демонический характер.

Побочная партия, наоборот, мажорная (Мибемоль мажор). Ее восторженная тема в дальнейшем появится в арии главного героя оперы Макса. Подобно лучу света, она рассеивает мрак. А после нее в заключительной партии проходит вдохновенная, исполненная нежной красоты тема из арии главной героини оперы Агаты. Ее часто называют темой добрых сил. Особенно светлое, восторженное звучание придают ей кларнеты и скрипки.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/