Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОНБАРТОЛЬДИ

Невозможно представить себе немецкое музыкальное искусство XIX века без Феликса МендельсонаБартольди. Крупный композитор, выдающийся пианист, дирижер, первооткрыватель многих забытых и только что появившихся сочинений, авторитетнейший педагог и блестящий организатор, он оказал колоссальное воздействие на всю художественную культуру своей страны. Его многогранное дарование заявило о себе очень рано: уже в девять лет он выступил перед широкой публикой как пианист, вскоре стал известен и как композитор, а в семнадцать лет прославился в качестве автора увертюры «Сон в летнюю ночь».

Музыка совсем юного Мендельсона приобрела широкую популярность не только в Германии, но и в Австрии, Англии, Италии, России. «Моцартом XIX столетия» назвал однажды Мендельсона Шуман. Действительно, самим складом своего ясного, гармоничного искусства, чудесным мелодическим даром, ранним и многогранным проявлением таланта Мендельсон, бесспорно, напоминал великого венского классика. Несомненное признание получила и деятельность Мендельсона в качестве главы лейпцигской композиторской школы, дирижера прославленного лейпцигского оркестра, называвшегося Гевандхауз, организатора и руководителя музыкальных празднеств.

Германия и весь мир обязаны Мендельсону возрождением музыки забытого к тому времени Иоганна Себастиана Баха. Однажды Мендельсон у своего учителя Цельтера познакомился с рукописью партитуры «Страстей по Матфею» и, хотя ему было всего двадцать лет, сумел оценить гениальность этого сложнейшего творения и с триумфом исполнить его, возбудив интерес к грандиозному творческому наследию великого кантора. Мендельсону же принадлежит честь первого исполнения Домажорной симфонии Шуберта, найденной Шуманом после смерти автора.

Наконец, именно Мендельсон основал первую немецкую консерваторию Лейпцигскую, после чего в Германии начался интенсивный процесс создания учебных заведений подобного типа.

В своем композиторском творчестве Мендельсон следовал классическим традициям. Его справедливо называют классиком среди романтиков. Ему присуща сдержанность чувств, умение облечь их в гармоничные, классически совершенные формы. В музыке Мендельсона нет героических порывов, мятежного, бунтарского духа. Ей чужда острая конфликтность, подчеркнутая патетика. Напротив, слушая произведения Мендельсона, всегда ощущаешь тот дух умеренности, который выражал и эстетические принципы композитора, и его общественные воззрения, сложившиеся в обстановке бюргерского либерального движения в Германии в период между 1830 и 1848 годами. Это обусловило известную ограниченность мендельсоновского романтизма.

Несмотря на приверженность классическим традициям, Мендельсон вошел в историю музыки как истинный новатор.

Он создал новый жанр программную концертную увертюру, изначально задуманную не как вступление к опере или драматическому спектаклю, а как самостоятельное симфоническое произведение. За исключением увертюр «РюиБлаз» и «Аталия», написанных к сценическим сочинениям Гюго и Расина, большинство увертюр Мендельсона «Сон в летнюю ночь», «Фингалова пещера» (или «Гебриды»), «Морская тишь и счастливое плавание», «Прекрасная Мелузина» самостоятельные концертные симфонические произведения. В своих «Шотландской» и «Итальянской» симфониях, принадлежащих к лучшим страницам его творчества, Мендельсон дал первые образцы романтических симфоний, возникших на основе богатых и сильных впечатлений, воспринятых от искусства и солнечной природы Италии, от романтизированной истории и природы Шотландии.

Мендельсон преобразовал немецкую ораторию в лирикогероический жанр. В своей оратории «Илья», завершенной незадолго до смерти, он отразил общественные настроения, царившие в Германии в предре Феликс MCOH ,180о - 1847.

Наконец, в своих знаменитых «Песнях без слов» Мендельсон создал новый жанр фортепианной миниатюры, введя в инструментальную музыку тематизм и стилистические черты жанров вокальных песни и романса, дуэта и хора. «Песни без слов» порой упрекали в излишней чувствительности и сентиментальности. Между тем они разнообразны по характеру. Наряду с созерцательными по настроению среди них имеется много «подъемных», бодрых, игривых.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/